Cергей Шакуров: «Петербург действует на меня угнетающе…»

18 августа 2013, 13:35
Версия для печати Версия для печати

71-летний народный артист РФ на недавнем фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге в роли председателя жюри был спокоен и немногословен. За все семь дней фестиваля сорвался только один раз: на язвительного кинокритика, который после премьеры фильма «Дед 005», где Шакуров сыграл роль хитроумного отставного полковника ФСБ, обвинил актера в политиканстве и «заказухе». Комедия «Дед 005» с 15 августа вышла в прокат, так что зрители могут сами увидеть: кого и как играл Шакуров.

- Сергей Каюмович, я на выборгском фестивале не первый год, но никогда не видел столь немногословного председателя жюри… И на предварительной пресс-конференции, и на итоговой, вы сказали буквально одну-две фразы!

- Я сказал, что в этом году мои коллеги показали работы, где искусство и мораль взаимосвязаны, и это порадовало больше всего. Главную награду фестиваля получил фильм Ларисы Садиловой «Она», который отличают простота, правда, естественность (эта картина о любви и ненависти из жизни таджикских гастарбайтеров - их взгляд на современную Россию. – Прим. Авт.). Что еще к этому добавить?

- В Выборг вы приехали с женой Екатериной (она еще и персональный директор актера. – Прим. Авт.), но почему-то без вашего 9-летнего сына Марата, которой обычно с вами, и во время недавних съемок второй части «Деда 005» в Риге даже сыграл в одном эпизоде…

- В Выборг мы Марата не привезли: очень сложно смотреть по три конкурсных картины в день и уделять время ребенку.

- На открытии фестиваля показали фильм «Дед 005» - молодежную комедию, где главная роль все-таки не у молодых актеров, а у вас… Прошла неделя после премьеры, а я то и дело вспоминаю вашего героя, 70-летнего Олега Степановича – такой он мудрый, умный, теплый у вас получился.



Фото: Михаил Садчиков мл.

- Но это не моя заслуга, а ребят, автора сценария и режиссера Мгера Мкртяча, еще одного режиссера Аркадия Григоряна, их тонкого чувства юмора, ироничного отношения к окружающему миру, да и к себе самим тоже. С ними было вольготно работать, да материал был неплохой. Очень хорошая актерская компания подобралась: молодые Андрис Булис (замечательный театральный актер из Риги, если подтянет русский язык, ему цены не будет, а пока его дублировал русский актер) и Анна Попова, армянский актер Грант Тохатян, российские звезды: Олеся Судзиловская, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич, Сергей Степанченко, Татьяна Лютаева и даже замечательная фигуристка Ирина Лобачева, не говоря уже о неподражаемом Вахтанге Кикабидзе.

С Вахтангом Константиновичем и его женой Ириной мы провели почти месяц на съемках в Ереване, и это было замечательное время – доброго юмора, теплого общения. Нам всем было очень весело и радостно. И хотя у него не все ладно со здоровьем, Вахтанг по-прежнему – позитивный человек, с хорошим чувством юмора, огромным запасом жизненных историй, актерских баек. Все-таки советская школа оставила свой отпечаток. Он большую часть жизни прожил в Советском Союзе, работал с такими режиссерами, как Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Георгий Шенгелая, записывал песни выдающих советских композиторов. Его года (Кикабидзе в июле 2013 исполнилось 75. – Прим. Авт.) – его богатство.

- Вы ожидали, что на лирическую комедию «Дед 005» кинокритики в Выборге обрушатся с обвинениями в политиканстве и «заказухе»?

- Просто такого рода критикам всегда нужно найти какую-то скрытую подоплеку, увидеть то, чего нет… Я им попытался объяснить, что дело вовсе не в том, что мой Олег Степанович - полковник ФСБ, и значит, мог быть замешан в чем-то неблаговидном. Во-первых, мой герой уже в отставке, и вообще вполне мог быть следователем по особо важным делам, из тех, про которых писал мой друг Аркаша Вайнер, и тогда бы никто не стал придираться, искать политическую подоплеку... Создателей картины также обвинили в том, что мы несколько раз показываем портреты наших руководителей в официальных кабинетах. Но они действительно там висят, и почему-то никто не заметил, что зал, почувствовав нашу добрую иронию, даже в этих эпизодах смеялся. Понимаете, от мудрости до глупости порой один шаг. И где же тогда критерий? Почему наши люди, наши зрители уже спокойно, с пониманием и иронией относятся к таким вещам, о которых критики и политики по-старинке ломают копья. Ведь никто уже не встает по стойке смирно при виде портрета лидера на экране, не судит о киногерое только по его принадлежности к той или иной властной структуре.



Фото: Михаил Садчиков мл.

- Когда вы создавали образ своего полковника, от чего отталкивались?

- Не было у меня никаких литературных ассоциаций, да и знакомых офицеров ФСБ нет, я про их работу ничего не знаю. Роль меня заинтересовала еще и тем, что раньше я не играл ничего подобного. Был у меня следователь в «Визите к Минотавру» (в картине 1987 года у актера двойная роль: Стас Тихонов/Антонио Страдивари. – Прим. Авт.), там герой выясняет, куда пропала скрипка, но нет там особых хитросплетений. А в «Деде 005» мне просто понравилась история про полного сил мужика, новоиспеченного пенсионера, который помогает внуку разобраться в его личных проблемах. В этом был ключевой момент, так называемая петелька-крючочек: любящий дед искренне решил помочь, увидев, что пацан вляпался с первой девкой, которая, оказывается, ему изменяет. Поскольку он «сканирует» людей и ситуации, разбирается в гаджетах не хуже молодых, ему это было не сложно. А когда внук попал в новый любовный переплет, то Олег Степанович опять пришел на помощь, хотя немного перестарался, но потом честно признал это, и, по сути, распутал и этот довольно сложных клубок отношений…

- Вы попали в точку еще и потому, что ныне зрители всех поколений увлеченно смотрят фильмы и сериалы про Шерлока Холмса – и западные, и наши. В принципе, ваш герой – постаревший мистер Холмс!

- Можно и так называть, ради Бога, если нравится.

- Сергей Каюмович, за свою долгую актерскую биографию вы снимались Анджея Вайды, Андрея Кончаловского, Эмиля Лотяну, Никиты Михалкова, Петра Тодоровского, Марлена Хуциева… А с кем из питерских режиссеров довелось поработать?

- Снимался у Виталия Мельникова, Игоря Масленникова, Сергея Снежкина… Я мосфильмовский артист, у меня мосфильмовских картин штук под сто, на студии Горького – пять, на «Ленфильме» - и того меньше. Ленинград, а теперь Санкт-Петербург – почему-то очень тяжелый город для меня. Я здесь немало времени провел на театральных гастролях, мы же раньше по месяцам сидели в Питере (Шакуров был актером Театра на Малой Бронной, Театра им. Станиславского и Московского ТЮЗа. – Прим. Авт.). Жили в гостинице «Октябрьская», где в советские времена финны пьяные отдыхали… Меня все время что-то угнетало, тяжело было вставать на работу. Сумрачно, сыро – не мой климат. Поэтому я не очень стремился на «Ленфильм», за исключением тех картин и ролей, от которых грех было бы отказываться. Впрочем, с самим городом у меня многое связано: друзья, воспоминания, различные истории…



Фото: Михаил Садчиков мл.

- Двадцать пять лет назад вы покинули репертуарный театр, стали вольным стрелком, лишь изредка появляясь в МХТ, ТЮЗе, как приглашенный актер… С тех пор вы весьма активно заняты в антрепризах. Вы довольны их качеством?

- Да, это аншлаговые спектакли, они нарасхват. Например, с «Маленькими комедиями» по Чехову (это проект Современного театра антрепризы, режиссер - Алексей Кирющенко, там вместе с Шакуровым играют Мария Аронова и Михаил Полицеймако. – Прим. Авт.) уже по третьему разу объездили всю России. По третьему! Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск… И нас опять зовут, я уже не говорю про европейскую часть.

Только что мы выпустили спектакль «Вредные привычки мужчин» по мотивам французской комедии Филиппа Лелюша (его пьеса «Игра в правду» с успехом идет в Независимом театральном проекте, а недавно по ней снят фильм. – Прим. Авт.), адаптированной к нашим реалиям, нашему менталитету. Там тоже отличная актерская команда: Даня Спиваковский, Миша Полицеймако, Игорь Угольников и певица, актриса Алина Джанабаева (она играет роль адвоката. – Прим. Авт.). В октябре приедем с этим спектаклем в Петербург, и, как мне сказали, билеты уже раскуплены.

- И вас нисколько не задевает такая формулировка: Шакуров – антрепризный актер?

- Я понимаю, о чем вы. Да, есть халтурные антрепризные актеры. Есть такие компании, которые создали халтурные спектакли, они сами это знают, да и про них уже давно все знают, и я знаю, в частности. Но, к счастью, я занимаюсь серьезными проектами, которые востребованы, нужны людям. Я очень тщательно отбираю компании, с которыми работаю.

- Народный артист России Борис Щербаков недавно сказал мне в интервью: «Почему «Золотую маску» не вручают за антрепризные спектакли? Как будто в них играют актеры второго сорта! Как вы считаете, нужно давать «Золотую маску» антрепризным спектаклям?

- Я думаю, не за что.

- Но почему бы вашим «Маленьким комедиям» не дать, раз там такие замечательные актерские работы, раз такой зрительский спрос?

- А нам не нужно. Может, Щербакову она и нужна, но лично мне на эту «Маску» наплевать с высокой колокольни, я вообще ее не считаю такой уж престижной. Насколько я сам к себе серьезно отношусь и к своей работе, настолько я несерьезно отношусь к этой «Маске», у меня требования к себе гораздо больше, чем к «Золотой Маске», поэтому я к ней абсолютно равнодушен.

- Легко вам так говорить, с высоты Лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РФ, орденоносца, лауреата премии ТЭФИ и многих других… Действительно, что прибавит или убавит в вашей жизни «Золотая маска»!

- Совсем не в этом дело. Просто «Золотая маска» и другие премии - это не показатель уровня таланта или какого-то необыкновенного спектакля, это совсем другая, далеко не всегда творческая история...

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова-младшего

 


 

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>