«Код красный»: Шпион, которого не было

18 апреля 2019, 18:28
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Код красный» с Джуди Денч в главной роли. Шпионский триллер, утверждающий парадоксальную для жанра мысль: разведчики вовсе не те, кем кажутся.

В основе сюжета фильма — реальная, и весьма громкая история, произошедшая в девяностые годы в Британии. Тогда ветеран КГБ Василий Митрохин передал в британское посольство в Риге обширный архив документов, связанных с советской разведкой. Среди бумаг обнаружили те, после знакомства с которыми Ми-5 арестовала тихую пенсионерку Мелиту Норвуд. Выяснилось, что в сороковые годы она передавала советским разведчикам секретные документы, связанные с британским атомным проектом. Девяностолетняя старушка перед телекамерами призналась в шпионаже, но сажать в тюрьму ее не стали.

Телевизионный сценарист Линдси Шапиро не стала подробно переносить шпионский скандал — тут нет ни Митрохина, ни британских властей, ни жадных до скандалов желтых журналистов. Имя главной героини — и то изменено: здесь ее зовут Джоан Стенли. Шапиро пошла не самым очевидным образом: «Код красный» показывает не шпионский скандал, а юность наивной идеалистки, девушки-физика. Старушка, пока ее допрашивают, возвращается в своем воображении в молодость, тридцатые-сороковые годы. Сотрудничество с разведкой в этом сюжете существует на равных с учебой в Кембридже, влюбленностями, отношениями с друзьями. Да, и сотрудничество это — не явки и пароли, а общение с приятелями в пабах и чайных. Подружка симпатизирует коммунистам, первая любовь тоже, просят вот помочь — почему не прислушаться?

Под стать и режиссер, который переносит сюжет на экран. Тревор Нанн вообще-то не киношник, он заслуженный деятель Бродвея и Вест-Энда, театральный постановщик шекспировской драматургии. Что фильму идет только на пользу: здесь нет внешних эффектов, сильных визуальных ходов. По большому счету, только актерские работы — основательные, серьезные. В первую очередь, Джуди Денч, которая играет главную героиню в старости. Прима британской актерской школы в очередной раз демонстрирует все ее сильные стороны: органику, умение совершенно незаметно на глазах у зрителя перевоплощаться (в сцене выступления Джоан перед прессой она превращается из бойкой пенсионерки в пугающую, униженную, несчастную и больную старуху). Ровно ту же основательность и старошкольность демонстрирует и молодая шпана: звезда Kingsman Софи Куксон, играя Джоан в юности, в полный рост показывает, что такое хорошая, крепкая актерская работа. Модельный красавчик Том Хьюз не отстает: в образе еврея-коммуниста, фанатика идеи равенства и рая для рабочих, убедителен на сто процентов.

Этот странный, совершенно неподходящий залихватской основе сюжета подход дает неожиданные плоды. «Код», может, самый необычный шпионский фильм: он показывает не события, а их подоплеку. Не предательства и спецоперации, а то, что, собственно, толкает людей на то, чтобы в этом принимать участие. Идеализм, наивность, страх, усталость от войн и ненависти, желание хоть что-то изменить. Джоан решается передавать своим друзьям по Кембриджу секретные документы, касающиеся атомного проекта, в котором она задействована, после того, как слышит по радио объявление о бомбардировке Хиросимы. Она начинает снимать копии с бумаг, с которыми работает, не ради идеи — равенства, свободы или еще чего-то. Просто потому, что достали бесконечные войны, хочется жить спокойно, рожать детей, шляться с коляской по парку, сидеть в пабе, пить чай и не прятаться между мешков с песком от бомб. Просто потому, что, если у всех будет одно и то же оружие, может, войны не будет. И эта простая человеческая история имеет одно, очень большое преимущество перед бесчисленными триллерами по романам Джона Ле Карре. Она трогает, она попросту убедительна и понятна любому зрителю на эмоциональном уровне. Этим шпионские триллеры редко могут похвастаться.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>