Триумф республики: в Михайловский возвращается "Пламя Парижа"

15 июля 2013, 21:10
Версия для печати Версия для печати

На 22 июля в Михайловском театре намечена масштабная премьера: реконструкция советского «драмбалета» «Пламя Парижа» на музыку Бориса Асафьева. Пять лет назад это забытое название уже вернулось в афишу, когда Алексей Ратманский поставил в Большом театре свой хит, новую версию знаменитого спектакля. Михайловский театр пошел по-другому пути. Своей задачей он видит возвращение не только названия, но и самого спектакля, как образца утраченной ныне эстетики. Ведь от нее у нас остались лишь «Ромео и Джульетта» и «Бахчисарайский фонтан», а впечатляющее «Пламя Парижа» незаслуженно забыто.

«Пламя Парижа» - балет сюжетный и костюмный (то есть, важную роль в нем играют красивые исторические костюмы). Это красочное развернутое произведение с захватывающим героико-романтическим сюжетом. Балет посвящен событиям Великой французской революции. В нем действуют маркизы и санкюлоты, актеры и короли, танцуют овернцы и баски, разыгрывается придворный спектакль и звучат революционные песни. В спектакле занято более ста человек, и танцы там должны сочетаться с серьезной актерской игрой.

Сцена с репетиции балета
Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра

Впервые балет был поставлен в 1932 году. Его авторы – композитор Борис Асафьев, хореограф Василий Вайнонен, художник Владимир Дмитриев, и он же соавтор либретто, написанного вместе с театральным критиком Николаем Волковым. У балета был и режиссер – знаменитый Сергей Радлов, который, как и Волков с Дмитриевым, в недавнем на тот момент прошлом сотрудничал с Мейерхольдом.

Главный балетмейстер театра Михаил Мессерер, долгие годы проживший в Лондоне, убежден, что в мире давно возобновился интерес к сюжетному балету, и что такое крупное явление, как довоенная советская хореодрама, должно быть восстановлено на академической сцене.

Сцена с репетиции балета
Сцена с репетиции балета "Пламя Парижа"

Фото: Стас Левшин/Пресс-служба Михайловского театра

Театр трудится над спектаклем очень серьезно. Мессерер скрупулезно возобновляет текст, собирая воспоминания и сохранившиеся кинозаписи и сравнивая разные версии. Главный художник театра Вячеслав Окунев провел целое исследование, сопоставляя сценографию легендарного Владимира Дмитриева с конкретными местами Парижа. А балерины не только работают над своими партиями, но и читают книжку Феликса Гра «Марсельцы», которая была положена в основу либретто.

Макет декораций спектакля
Макет декораций спектакля "Пламя Парижа"

В преддверии премьеры в театре была проведена пресс-конференция. Михаил Мессерер рассказал о своих впечатлениях о старом спектакле, в котором он неоднократно участвовал и который хорошо помнит, и коснулся ключевых проблем реконструкции. По мнению хореографа, восстановление балета восьмидесятилетней давности не должно быть механическим, и, работая над той или иной сценой, он всегда задавался вопросом: как бы Вайнонен поставил эту сцену сегодня. Михаил Мессерер упомянул также о достоинствах не только самой первой, но и других авторских редакций (балет, имевший большой успех, тут же был поставлен Вайноненом в Москве, а потом дважды возобновлен в откорректированном виде).

После хореографа слово взял продюсер постановки. Генеральный директор давнего партнера театра ООО «ЛенСпецСтрой» Дмитрий Астафьев. Он рассказал, почему из всех обсуждавшихся театром драмбалетов выбор пал именно на «Пламя Парижа». По словам Дмитрия Астафьева, решающими здесь были три вещи: то, что изначально «Пламя Парижа» создано в Ленинграде, то, что Михаила Мессерера связывают с этим балетом особые, семейные отношения (среди первых московских исполнителей были его мать и дядя) и, наконец, то, что балет, по его убеждению, должен иметь успех: «Само название - «Пламя Парижа» - уже привлекает внимание. А высокий художественный уровень постановки в сочетании с напряженной драматургией сюжета, повествующего о событиях Великой французской революции, надеюсь, обеспечит балету достойное место в репертуаре Михайловского театра».

Арина Вандейко, «Фонтанка.ру»

Михаил Боярский: «В свои 75 я учусь у внуков непосредственности»

Михаилу Боярскому сегодня — 75 лет. Юбилей он встречает премьерой: с конца октября на сцене Театра имени Ленсовета идет «Ромео и Джульетта», где Боярский играет Эскала, герцога Вероны. И хотя роль невелика, в этих минутах актер успевает воплотить все чувства и эмоции своего персонажа: ярость, властность, колебания, горе… Ждут ли нас новые спектакли с любимым актером, нравится ли ему новая театральная молодежь и современные спектакли? В канун дня рождения Михаил Боярский ответил «Фонтанке» на эти вопросы, а заодно поделился воспоминаниями о старом Ленинграде и размышлениями о счастье.

Статьи

>