Не стреляют в белых лебедей

15 июля 2013, 04:15
Версия для печати Версия для печати

23 июля заслуженному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Мужского балета – Валерию Михайловскому исполняется 60 лет. 15 июля в Санкт-Петербурге пройдет вечер его прощания со сценой «Танец длиною в жизнь». Юбиляр выйдет на сцену Театра комедии им. Акимова со своими хитами, но и удивит зрителей новыми номерами. Поздравить Валерия Михайловского придут его друзья – звезды балета и эстрады: Альберт Асадуллин, Людмила Сенчина, Сергей Рогожин, Татьяна Буланова, Шоу-балет «Бизе Лизу».

Валерий Михайловский – одна из главных персон балетного мира второй половины XX столетия, бывший солист Театра балета Бориса Эйфмана, основатель и художественный руководитель уникального в своем роде явления – Санкт-Петербургского Мужского балета.

Приметы индивидуального стиля Михайловского - виртуозная классическая техника в сочетании с невероятной физической силой и чистотой художественной формы. Диапазон его работ в труппе Эйфмана – удивит кого угодно: князь Мышкин, Воланд, графа Альмавива, шеспировский Мальволио. Европейская пресса писала еще и об «эстетизированном понимании эротики» в исполнении Михайловского. Причем, его партнерами по сцене в то время были великие Алла Осипенко, Марис Лиепа, Джон Марковский, Валентина Морозова. Зарубежные и отечественные критики отмечали удивительный художественный баланс техники Михайловского, сочетающей лучшие приемы классического и современного балетного искусства, и драматической составляющей созданных им образов.



Фото: Анна Французова

Валерий Михайловский – артист-интеллектуал, подчеркивающий трагизм своих персонажей через пластичность и атлетизм современных балетных форм. Его практике всегда предшествовала аналитическая работа над материалом постановок.

Новый этап в творческой судьбе Михайловского начался в 1992 году, когда он при поддержке тогдашнего градоначальника Анатолия Собчака организовал Санкт-Петербургский Государственный Мужской балет. Мужчины танцевали в том числе и партии женского репертуара, но тут не были никакой нарочитой трансвестии. Просто возникали возможности нового взгляда на классически и новейшие балетные формы – через отстранение, открывавшего неограниченные возможности для иронии в балете, одном из самых серьезных видов искусства. Традиционно все выпущенные в свет программы Мужского балета состояли из двух отделений: первое – современные балетные постановки ведущих хореографов (М. Мурдмаа, М.Бежара, В. Карелина, Б. Эйфмана, Э. Смирнова и так далее.), второе - попурри из пародий на известные балеты классического репертуара. Сам Михайловский и ставил спектакли, и солировал в них. И умудрился создать мощную труппу с собственным стилем, демонстрирующую тонкий вкус и юмор.

Младшим поколениям балетоманов Валерий прежде всего запомнился как исполнитель «Умирающего лебедя» - классической миниатюры на музыку Сен-Санса. Этот танец не был пародией на женское исполнение, поскольку в него Михайловский внес ноту мужской харизмы и очарования, отразив именно взгляд мужчины на тему смерти и вовлекая зрителей не только в эстетический, но и в мыслительный процесс.

Программой «Танец длинною в жизнь» Валерий Михайловский прощается с балетной сценой, неповторимо оттанцевав два балетных срока.

Во время разговора накануне прощального вечера Валерий сказал "Фонтанке" следующее:

– Сосуд, который дожжен был наполниться – наполнился, человек насытился. Может, я буду чуть-чуть подпитывать себя, потому что у меня нет никакого сожаления о том, что сейчас произошло. Жалко расставаться со зрителями. Представьте себе, что вас лишают чего-то такого, что вы очень любите… А по поводу себя: не хочется мне самому уже больше танцевать – натанцевался за сорок лет. Однако, я счастлив, что моя творческая судьба сложилась именно так. Я – счастливый человек.

- Когда вы танцевали в труппе Бориса Эйфмана, большая часть ролей была связана с любовью, трагедией. Когда организовался Мужской балет, уклон был в какой-то мере сделан на юмор и гротеск. Это изменилась публика или ваш взгляд на подачу балетного искусства?

– Всё диктует время, и ощущение себя во времени. Организация Мужского балета – это 1992 год: страшный бандитизм, страх народа, девальвации, народ терял деньги, страшно было на улицу выйти, потому что стреляли. Безысходность в стране была, поэтому хотелось чего-то радостного, веселого. У меня желание было с этих трудностей как-то немного переключиться самому и переключить людей, которые к нам приходили. Мы один раз сами попали в разборку: в гостинице «Пулковская», когда только появилась традиция праздновать католическое рождество, была программа non-stop, с одиннадцати вечера до шести утра. Наша труппа выступала как раз в то время, когда там две группировки встретились. Перестрелка началась как раз в момент нашего выступления: я танцевал лебедя. Вначале пепельницы полетели, тарелки, а потом началась стрельба. Мне все кричали, чтобы уходил со сцены, но у меня в голове было одно: я должен до конца номер дотанцевать. И вторая мысль: в белых лебедей не стреляют.

Мы жили в такое время. Время диктует, что нужно, что не нужно и то, что самому хочется. Даже песня есть: «Я желаю вам всего того, что вы желаете себе». А моя душа просила юмора.

Анна Французова, «Фонтанка.ру»
Фото автора

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>