«Душа человечкина»: В Мариинке прошли премьера оперы «Левша» и чествование Щедрина

27 июня 2013, 17:04
Версия для печати Версия для печати

26 июня в Мариинском-2 состоялась мировая премьера написанной специально для театра оперы Родиона Щедрина «Левша» в концертном исполнении. Фактически же в этот день поклонники музыкального искусства продемонстрировали абсолютный оммаж прославленному композитору: собственно опере предшествовал приятный бонус - в новом здании Маринки был открыт зал камерной музыки, который отныне носит имя Щедрина. Все происходило торжественно, но в то же время по-домашнему интимно.

Камерный зал новой сцены Мариинского театра находится на четвертом этаже и рассчитан на 120 слушателей. Ряды круто возвышаются над панорамным видом Коломны, рояль, да и сама небольшая сцена кажутся парящими в воздухе – некоторые зрители даже отметили небольшое головокружение. Словом, зал получился необычным, прозрачным, но в то же время чрезвычайно уютным и с достойным звучанием. Небольшая «инаугурационная» концертная программа, состоявшая из романсов и песен в исполнении Анастасии Калагиной и Екатерины Семенчук, была принята на ура. В самом деле, когда перед тобой - запросто, без блестящего концертного одеяния - появляется меццо мирового уровня и зритель может наслаждаться дивным пением в непосредственной близости, какого еще праздника может желать меломан?

Развитие событий, однако, показало, что нет предела прекрасному. Екатерина Семенчук начала исполнять знаменитые куплеты Варвары из написанной более полувека назад первой оперы Щедрина «Не только любовь» и в дверях в сопровождении маэстро Гергиева появились сам Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Зрители встретили прославленную чету приветственными возгласами, сам Родион Константинович был заметно смущен. Его смущение стало еще более явственным, когда Валерий Гергиев торжественно сообщил, что камерному залу присвоено имя Щедрина. Восторженные аплодисменты публики продемонстрировали полное одобрение такого решения.

Художественный руководитель Мариинского театра отметил, что в открытом зале будут регулярно проводиться музыкальные вечера, творческие встречи и просветительские проекты. Также в Щедринском зале предполагается проводить предпросмотр и предпрослушивание новых записей лейбла Мариинского театра для узкого круга профессионально заинтересованных лиц – музыкантов и студентов консерватории, специалистов и представителей прессы.

Затем все отправились в большой зрительный зал, который был переполнен – не каждый день Петербург становится свидетелем мировой премьеры оперы, пусть и в концертном, напомним, исполнении. О самой опере «Фонтанка» подробно напишет после премьеры сценического варианта постановки, пока же только несколько наблюдений.

Музыка в «Левше» феерична, иначе не скажешь. Сюжет Лескова, легший в основу либретто Щедрина, фантасмагоричен и четок одновременно – все это справедливо и для самой оперы. Философски-народное эпическое музыкальное полотно – именно такая характеристика этого произведения представляется самой верной. Звуковой ряд красочен, Щедрин остается верен себе: композитор всегда использует расширенный состав оркестра. В «Левше» вы услышите и дудук, и домры, и даже баян с гармошкой. Народные мотивы, отсылающие к картинам родимой для русского умельца Тулы, сменяются утонченными куртуазными интонациями английского двора, а ария одной из аглицких невест, которыми иноземцы пытаются прельстить Левшу, «My dream is love» уже сейчас готова стать хитом – настолько она «эстрадна» в лучшем смысле этого понятия.

Нельзя не сказать о том, что для части публики опера будет сложна: первая пара прошествовала на выход расслабленной пляжной походкой уже на пятнадцатой минуте первого действия. К началу второго акта зал поредел вдвое, но оставшаяся половина была вознаграждена сполна – одна только картина морской бури достойна учебников. Неистовый ансамбль ударных и струнных групп создает настолько реалистичную картину буйства стихии, что забываешь о том, что речь идет всего лишь о концертном исполнении. Щедрин – настоящий живописец в музыке и говоря о том, что он живой классик, можно не бояться впасть в излишний пафос.

Отлично справился с колоссальной нагрузкой хор и состав исполнителей, разве что ведущий партии Александра I и Николая I Виктор Коротич не всегда мог противостоять напору маэстро Гергиева и его оркестра. Зато в полной мере порадовали слушателей Мария Максакова (принцесса Шарлотта), Андрей Спехов (английский полшкипер) и в особенности тенор Андрей Попов (Левша). Ему чудесным образом удалось показать Левшу и мастеровитым простаком, и лукавым ценителем аглицких невест и истиннорусской (уж не знаешь, гордиться этим или нет) буйной головушкой, неприкаянной, обобранной, брошенной равнодушным отечеством умирать в лазарете для нищих – но все же светлой и исполненной самопожертвования. Композитор подчеркивает реплику-характеристику Левши: «У него хоть и шуба овечкина, так душа у него человечкина!» Изображение всех противоречий русского человека и русской жизни – вне зависимости от эпох, если вдуматься, и придает «Левше» потрясающую актуальность и глубину.



Фото: Пресс-служба Мариинского театра/Фото:Валентин Барановский

Становится вдвойне приятно, когда видишь, что признание заслуг воздается мастеру при жизни и на родине (вот уж редчайший для России случай). Тем более, что Щедрин всегда балансировал на краю и оставался верен принципам нравственности и порядочности: преподавательскую деятельность в Московской консерватории он оставил, войдя в конфликт с ее партийным руководством, позже композитор отказывается подписать письмо, одобряющее ввод советских войск в Чехословакию. А затем он семнадцать лет возглавляет Союз композиторов России, помогая молодым коллегам и порой защищая их от гонений жесткой советской системы. Блестящее многолетнее сотрудничество Мариинского театра с живым классиком относится именно к тому разряду явлений, которые делает притязания Маринки на звание ведущего театра страны обоснованными. Режиссер Алексей Степанюк и труппа театра готовятся через месяц представить сценическую версию оперы. Если команде Мариинского удастся создать постановку, соответствующую уровню оперы, то, без сомнения, можно будет говорить о главной оперной премьере Петербурга в этом сезоне.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>