
«План побега-2»: Больше, чем ностальгия

В прокате — «План побега-2»: лента с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Развернутое признание в любви не столько к актеру, сколько к тому кино, с которым его имя связано. Коллективный сеанс тоски по времени, когда мускулы были стальными, герои — качками, а добро обладало внушительными кулаками.
Режиссер Стивен Си Миллер, даром что 1981 года рождения, всю свою карьеру построил на признаниях в любви фильмам из собственного детства. Самые известные его работы — вроде «Налетчиков» с Брюсом Уиллисом — были именно попытками реанимировать и сделать современными жесткие, суровые, пахнущие порохом и дымом боевики восьмидесятых. Мало кто не разделяет нежные чувства Миллера. Наткнувшись в ночи по телевизору на «Рокки», «Терминатора» или хоть «Универсального солдата» только совсем уж бессердечный не залипнет и не досмотрит до конца серию битв, хлестких словечек и триумфальных выходов из дыма и огня.
Любить, в общем, просто. А вот с тем, чтобы реанимировать, оживлять в сегодняшних условиях героев и их приключения — труднее. Посетившего Чечню Ван Дамма можно снимать в современном фильме только ради шутки — что и происходит. Брюс Уиллис — большой актер. Но репутация его беспощадно подмочена поддержкой Трампа перед президентскими выборами, и даже такой человек с большим сердцем, как Тарантино, снимать его теперь вряд ли решится — закидают тухлыми помидорами. Даже Шварценеггер, вернувшийся на экран после похода в губернаторы, найти себя в XXI веке так и не смог: иначе как провалом его прошлогоднюю работу, роль Виталия Калоева в «Последствиях» не назовешь.
В этом смысле выбор Сталлоне в качестве очередного ностальгического артефакта — неплохой. В отличие от коллег-громил, он обладает вполне чистой репутацией, в его актерских способностях сомнений нет, да и на человека-мема не тянет. Честно продолжает играть могучих и сильных героев, просто уже в возрасте. В коронных ролях Рокки и Рэмбо последний раз появлялся относительно недавно — десять лет назад. В конце концов, у него даже репутация такого интеллектуала от экшн-кино: увлекается абстрактным экспрессионизмом, картинки его даже Русский музей показывал.
Первый «План побега», вышедший на экраны пять лет назад, всё-таки грешил некоторым китчем: ну, в одном кадре там появлялись Сталлоне и Шварценеггер, уж слишком прямолинейно. От Миллера стоило ждать более тонкой работы. Она тут, в общем, наличествует. Сюжет тот же (примерно), что в первом фильме: Сталлоне и его отважные помощники вытаскивают из неприступной тюрьмы невинных заключенных. Никакого Шварценеггера тут уже нет — правда, есть Дэйв Батиста, рестлер и звезда рангом ниже настоящих экранных богов.
Миллер ставит перед собой задачу достаточно сложную: ему простого признания в любви мало. Куда интереснее снять такой же бойкий, наглый, брутальный фильм, как в старые добрые времена. Только на цифру, в Китае, с бюджетом в 20 миллионов, да еще и в век феминизма и борьбы с харассментом. То есть, кроме прочего, пойти против течения, сделать нарочно неудобный и неактуальный, но зрелищный и обезоруживающе сентиментальный боевик.
При таком замахе результат уже не так важен. Попытка куда интереснее. Ясно, что «План» в прокате провалится, критики его, в массе своей, не заметят. Но в кои-то веки удалось не только поностальгировать, но и внятно объяснить, почему такого кино, как «Рокки» и «Рэмбо» нет и больше никогда не будет.
Потому что представления о мужественности изменились. Потому что простой зрелищности теперь мало — даже массовой публике. Миллер подвел итог и золотому веку боевиков, и эпохе тоски по нему. Всё объяснил и расставил по полочкам. Работа, наверное, незавидная. Но нужная.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29