«Тренер» Козловского: Американский дебют

19 апреля 2018, 14:02
Версия для печати Версия для печати

В прокате — футбольная драма «Тренер», режиссерский дебют Данилы Козловского. Кинообозреватель «Фонтанки» нашёл в ленте американский след и рассказывает, что общего между Козловским, Мэлом Гибсоном и Джоди Фостер.

Данила Козловский подтверждает репутацию голливудской звезды местного производства. В отечественном кино он упорно реализует модель, не очень популярную по эту сторону Атлантики, что уж говорить про Россию. Он едва ли не единственный русский актер, всерьез относящийся к своей репутации. Его не обвинишь ни в глупости, ни в участии в стыдных кампаниях. Еще начинающим актером он отказался сниматься в продолжении патриотической залипухи «Мы из будущего», подал голос и продемонстрировал, что имеет свою точку зрения. Пока коллеги выступают в качестве доверенных лиц — Козловский считает делом чести быть официальным лицом фонда «Антон тут рядом» и вообще занимается благотворительностью. Не говоря уже о том, что он правда серьезный актер и существует не на своей крохотной киношной делянке. Снимается и у Германа, и в «Викинге», и в британском сериале «МакМафия», готов играть и блокбастерах, и в рискованных, спорных лентах вроде стародавней (и единственной в своём роде) квир-драме «Весельчаки».

Переход в режиссуру — из той же оперы. Это нормально и естественно для Джоди Фостер, Мэла Гибсона или Джорджа Клуни. Но не для российских актёров. Козловский снова реализует в России американскую модель.

«Тренер», с одной стороны, фильм очень обычный и заурядный. Студия Никиты Михалкова «Тритэ», продюсеры Антон Златопольский и Леонид Верещагин — команда, сделавшая «Легенду» и «Движение вверх» — снова берется за спортивную драму. К тому же, выпускает её в преддверии Чемпионата мира.

Но отличий от «Легенды» и «Движения» тут больше, чем сходства. Это не ретро, не рассказ о давней великой победе, которой стоит гордиться. Сам Козловский играет футбольную звезду Столешникова, капитана команды, который после позорного поражения уходит из спорта. Скучает, хулиганит, буянит. А потом ему предлагают стать тренером провинциальной команды «Метеор». Игроки в ней — скандалисты и лентяи, хозяйка — дочь местного мэра. В общем, никуда команда не годится. Но именно с ней Столешников может стать победителем.

Уже на уровне сюжета Козловский демонстрирует, что обладает еще и сценарным талантом: он детально разрабатывает характеры, занимается не реконструкцией атмосферы, а именно драматургией, отношениями героев, конфликтами. «Тренер» — не про футбол, а про отношения между людьми, про сшибку характеров. И про то, как эти конфликты можно преодолеть.



Фото: кадр из фильма

Вполне ожидаемо, в режиссерском дебюте актера Козловского ставка сделана на его коллег. Практически все здесь играют новые для себя, неожиданные и глубокие роли. Владимир Ильин уже давно воспроизводит сформировавшийся еще в девяностые образ хитрого и обаятельного обывателя. В «Тренере» он получает новую жизнь, и в образе детского тренера настолько же характерен, насколько неузнаваем. Андрей Смоляков тоже получает новую для себя, неожиданную роль отца главного героя. Сложную, яркую, драматичную. Компанию им составляет неожиданная Instagram-звезда, выстрелившая в прошлогодней «Аритмии», Ирина Горбачева. Клоунесса, отличная комическая актриса играет сдержанно, почти сплошь на крупных планах, графично, отчетливо. Ничего общего с привычными для Горбачевой весельем и масочностью. Суровый гендиректор команды — определенно, новый виток в её карьере.

На этом фоне от визуального решения оператора Федора Лясса требуется только не мешать мастерской, хорошо прописанной драматургии и сильным актерским работам. Лясс задачу понимает, и лишь разбавляет диалоги эффектными натюрмортами и пейзажами футбольного поля и провинциального порта.

Странно: при том, что в России принято считать кино профессией на девяносто процентов актерской (а на остальные — сценарной), собственно такого крепкого, выразительного, простого кино у нас очень и очень мало. Может, причина в актерах же — их мало, тасуются одни и те же физиономии. Может, в школе — существовать на экране не учат, как привыкли сниматься, так и снимаются, экспериментировать некогда (при графике-то Смолякова, например). Тем радостнее появление «Тренера», настоящей актерской картины с крепкими и неожиданными работами, большой и детально разработанной историей. Это, может, первый случай, когда американская модель кино реализуется в России. Этого, вообще-то, ждали очень давно.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>