«Тренер» Козловского: Американский дебют

19 апреля 2018, 14:02
Версия для печати Версия для печати

В прокате — футбольная драма «Тренер», режиссерский дебют Данилы Козловского. Кинообозреватель «Фонтанки» нашёл в ленте американский след и рассказывает, что общего между Козловским, Мэлом Гибсоном и Джоди Фостер.

Данила Козловский подтверждает репутацию голливудской звезды местного производства. В отечественном кино он упорно реализует модель, не очень популярную по эту сторону Атлантики, что уж говорить про Россию. Он едва ли не единственный русский актер, всерьез относящийся к своей репутации. Его не обвинишь ни в глупости, ни в участии в стыдных кампаниях. Еще начинающим актером он отказался сниматься в продолжении патриотической залипухи «Мы из будущего», подал голос и продемонстрировал, что имеет свою точку зрения. Пока коллеги выступают в качестве доверенных лиц — Козловский считает делом чести быть официальным лицом фонда «Антон тут рядом» и вообще занимается благотворительностью. Не говоря уже о том, что он правда серьезный актер и существует не на своей крохотной киношной делянке. Снимается и у Германа, и в «Викинге», и в британском сериале «МакМафия», готов играть и блокбастерах, и в рискованных, спорных лентах вроде стародавней (и единственной в своём роде) квир-драме «Весельчаки».

Переход в режиссуру — из той же оперы. Это нормально и естественно для Джоди Фостер, Мэла Гибсона или Джорджа Клуни. Но не для российских актёров. Козловский снова реализует в России американскую модель.

«Тренер», с одной стороны, фильм очень обычный и заурядный. Студия Никиты Михалкова «Тритэ», продюсеры Антон Златопольский и Леонид Верещагин — команда, сделавшая «Легенду» и «Движение вверх» — снова берется за спортивную драму. К тому же, выпускает её в преддверии Чемпионата мира.

Но отличий от «Легенды» и «Движения» тут больше, чем сходства. Это не ретро, не рассказ о давней великой победе, которой стоит гордиться. Сам Козловский играет футбольную звезду Столешникова, капитана команды, который после позорного поражения уходит из спорта. Скучает, хулиганит, буянит. А потом ему предлагают стать тренером провинциальной команды «Метеор». Игроки в ней — скандалисты и лентяи, хозяйка — дочь местного мэра. В общем, никуда команда не годится. Но именно с ней Столешников может стать победителем.

Уже на уровне сюжета Козловский демонстрирует, что обладает еще и сценарным талантом: он детально разрабатывает характеры, занимается не реконструкцией атмосферы, а именно драматургией, отношениями героев, конфликтами. «Тренер» — не про футбол, а про отношения между людьми, про сшибку характеров. И про то, как эти конфликты можно преодолеть.



Фото: кадр из фильма

Вполне ожидаемо, в режиссерском дебюте актера Козловского ставка сделана на его коллег. Практически все здесь играют новые для себя, неожиданные и глубокие роли. Владимир Ильин уже давно воспроизводит сформировавшийся еще в девяностые образ хитрого и обаятельного обывателя. В «Тренере» он получает новую жизнь, и в образе детского тренера настолько же характерен, насколько неузнаваем. Андрей Смоляков тоже получает новую для себя, неожиданную роль отца главного героя. Сложную, яркую, драматичную. Компанию им составляет неожиданная Instagram-звезда, выстрелившая в прошлогодней «Аритмии», Ирина Горбачева. Клоунесса, отличная комическая актриса играет сдержанно, почти сплошь на крупных планах, графично, отчетливо. Ничего общего с привычными для Горбачевой весельем и масочностью. Суровый гендиректор команды — определенно, новый виток в её карьере.

На этом фоне от визуального решения оператора Федора Лясса требуется только не мешать мастерской, хорошо прописанной драматургии и сильным актерским работам. Лясс задачу понимает, и лишь разбавляет диалоги эффектными натюрмортами и пейзажами футбольного поля и провинциального порта.

Странно: при том, что в России принято считать кино профессией на девяносто процентов актерской (а на остальные — сценарной), собственно такого крепкого, выразительного, простого кино у нас очень и очень мало. Может, причина в актерах же — их мало, тасуются одни и те же физиономии. Может, в школе — существовать на экране не учат, как привыкли сниматься, так и снимаются, экспериментировать некогда (при графике-то Смолякова, например). Тем радостнее появление «Тренера», настоящей актерской картины с крепкими и неожиданными работами, большой и детально разработанной историей. Это, может, первый случай, когда американская модель кино реализуется в России. Этого, вообще-то, ждали очень давно.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>