Остановить войну: в прокате — «Рэмпейдж»

12 апреля 2018, 13:56
Версия для печати Версия для печати

В российских кинотеатрах с 12 апреля — «Рэмпейдж», своевременный и необычный фильм-катастрофа про то, как звери-мутанты разрушают Америку.

От «Рэмпейджа» ничего хорошего ожидать не имело смысла. Сюжет старый, знакомый: добрые звери становятся жертвами опытов плохих ученых и превращаются в монстров. В главной роли — Дуэйн Джонсон. Актер, которого даже самоирония не спасает от тесных рамок амплуа лысого громилы. Что бы он ни играл — всё одинаково, в сто первый раз смотреть на его похождения может только редкий фрик-фанат. Тем не менее тут есть, чему удивляться, и фильм достоин большего внимания, чем кажется.

Во-первых, это всего-то второй большой проект студии New Line Cinema после того, как десять лет назад она столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и была поглощена Time Warner. Первой попыткой вернуться в строй стала прошлогодняя новая версия классического ужастика «Оно». «Рэмпейдж» — более смелый, уверенный ход. Студия возвращается с форматом, который когда-то приносил ей славу и нехилые доходы — мощным, громким, ярким экшном.

 

Сценарий сочинил создатель сериала Lost Карлтон Кьюз, и рука мастера тут определенно видна. Примитивную фабулу он как минимум богато оркеструет: действие начинается в космосе, дальше переносится в джунгли, оттуда — в небеса, скачет между военными базами и мегаполисами. Впечатляет и тонкость выделки: за каждым характером тут не просто личная трагедия — все герои парадоксальны, необычны, многогранны. Дуэт ученых, спасающих мир — бывший спецназовец-зоолог и биолог, отмотавшая срок в тюряге. Помогает им вредный спецслужбист, приговаривающий: «Нам, засранцам, надо держаться вместе». Военные не лишены рефлексии. Злодеи-ученые — слабостей: мадам, по чьей вине животные заразились, неровно дышит к сумочкам, да и вообще шмоточница.

В этом мощном сценарии есть место для всех. Джонсон играет едва ли не лучшую свою роль — ученый, друзья которого — приматы, а с людьми он общий язык не находит (справедливости ради, тут актеру вообще делать ничего не надо, роль сама себя играет — спасибо Кьюзу). Роль напарницы Джонсона досталась Наоми Харрис, сильной и многогранной актрисе, застрявшей в роли Мисс Манипенни из бондианы. Теперь она, наконец, сдвинулась с мертвой точки. Бойкая дамочка-биолог, ученый-авантюрист с криминально-трагическим прошлым — ровно такой драматургии и характерности её ролям и не хватало.

Но есть еще один важный аспект, который делает «Рэмпейдж» чем-то большим, чем просто очередной экшн с Джонсоном. Его заранее не могли учесть ни New Line Cinema, ни Карлтон Кьюз. Фильм очень, даже слишком вовремя выходит в прокат. Такого новостного сопровождения, такого контекста не имел, кажется, ни один блокбастер с лохматых времен Холодной войны. Буквально каждый сценарный ход, каждое слово, произнесенное с экрана, резонирует с событиями сегодняшнего дня. Военные собираются сбросить на зверей самую мощную бомбу, и полфильма их пытаются отговорить от этого шага. Вообще большая часть действия — не битва, а попытки её избежать.

В итоге заурядный блокбастер приобретает пацифистский пафос. Не надо воевать. Не надо меряться боеголовками — ни с другими армиями, ни со зверюгами. Сидите и ждите, когда хищники сами друг друга сожрут. Рано или поздно это случится. Не будь всех этих твитов и обмена взаимными угрозами в новостях, перезапуска New Line Cinema никто бы не заметил. А так — получилась гражданская лирика.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>