«Леди Берд»: Женский марш

15 марта 2018, 17:12
Версия для печати Версия для печати

В прокате — один из самых громких дебютов киносезона, «Леди Берд» с Сиршей Ронан. Что режиссёр-дебютант Грета Гервиг сделала, чтобы получить пять номинаций на «Оскар», выяснил кинообозреватель «Фонтанки».

Грета Гервиг — одна из ключевых актрис независимого кинематографа, снимавшаяся у Ноа Баумбаха и Вуди Аллена. То, что её первый фильм прогремел — получил невероятно высокие оценки зрителей и критиков, попал в шорт-листы всех возможных премий — объясняется вовсе не личностью режиссера. Вернее, не только ею. Гервиг — не тусовщица, а автор, обладающий уникальным чувством меры, стиля, да еще и внушительным талантом драматурга.

Сюжетно «Леди Берд» — образцовое инди-кино, драма взросления. В этой великой американской традиции, восходящей к «Над пропастью во ржи», конкуренция сильна: даже в русском прокате дебют Гервиг соседствует с другими, ровно такими же обаятельными вещицами про маленького ребенка в большом мире (хотя бы с «Проектом Флорида»). От прочих coming of age-драм «Леди» отличает, в первую очередь, обезоруживающая исповедальность. Главная героиня сразу заявляется как персонаж автобиографический. Она родом из Сакраменто, как и Гервиг. Она амбициозна и не лишена актерского таланта.

Сама по себе автобиографичность ничего ленте не даёт. Но благодаря ей «Леди» обретает важное свойство: в отличие от прочих драм взросления, парящих в небесах и отвлеченных, она прочно стоит на ногах. Тут очень много конкретики. Время действия — 2002 год, все перепуганы 11 сентября, говорят о нём, боятся ехать в Нью-Йорк, на стенах в школе висят самодельные траурные плакатики. Начало нулевых реконструировано дотошно: в быту, облике громоздких стационарных компьютеров, прослушивании аудиокассет в машине. То же — с характерами: они наполнены деталями и нюансами, ясными и читаемыми.

Именно конкретика позволяет «Леди» выпорхнуть из гнезда невинного молодого кино и стать чем-то большим. Драмой не про «сто дней после детства», а про мечты, стремления, амбиции. Во многом это происходит и благодаря исполнительнице главной роли, Сирше Ронан. Девица, придумавшая себе дурацкий псевдоним и мечтающая уехать из калифорнийской дыры в большой Нью-Йорк – теоретически слишком её роль. Актрису с прозрачными глазами и внешностью инопланетянки уже лет десять эксплуатируют в разных версиях образа странной девочки. У Джо Райта она играла и маленькую злодейку в «Искуплении», и ребенка-киллера в «Ханне». Гервиг смогла из этого отработанного, манипулятивного материала сделать что-то новое. Ронан в «Леди» начинает карьеру уже не милого дитяти на экране, а большой актрисы. С задачами, образным рядом, сложнейшими эпизодами, которые играет легко, иронично.

Отчасти, конечно, фильму придала значительности простая случайность. Гервиг сняла в главных мужских ролях актеров, которые засветились одновременно в других хитах сезона. Тимоти Шаламе сыграл еще в «Зови меня своим именем», а Лукас Хеджес — в «Трех билбордах». Получилось, что в «Леди» буквально сошлись звезды. Такие случайности — страшное везение.

В данном случае оно вполне объяснимо редким свойством режиссера Гервиг. Часто в профессиональных кругах говорится о том, что профессия это не женская, нет у девушек достаточной выносливости, жесткости, четкого знания, чего они хотят добиться. В качестве доказательства кивают на оскаровские шорт-листы. Гервиг — всего-то пятый случай попадания женщины в число претендентов в режиссерской номинации. «Леди» — как раз образец женского кино. Скептики будут повержены: фильмы вполне можно делать по наитию, на интуиции, драматургическая структура может держаться на эмоциях. В этом смысле Гервиг сняла ленту действительно эпохальную.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>