«Черным-черно»: Театральная премия «Прорыв» назвала победителей

13 марта 2018, 14:37
Версия для печати Версия для печати

Танцпол вместо партера на Новой сцене Александринки, граффити и концерт рэпера Хаски. Вручение IX театральной премии для молодых «Прорыв» 12 марта провели в стиле хип-хоп вечеринки. Но церемония оказалась совсем не легковесной.

Режиссером церемонии вручения «Прорыва» становится один из номинантов прошлых лет, и организаторы дают ему «карт бланш». В 2018 году выбрали Семена Серзина. В отличие от Дениса Хусниярова, в 2017 году иронически стилизовавшего вручение под судебный процесс времен Мольера, Серзин использовал уличную культуру — от стрит-арта до рэпа. Сценографом стала Софья Матвеева.

На трех экранах — питерские «панельки», дворы «на районе», на этот фон фотошопом вклеены фото номинантов. Лауреаты произносили свои речи со сцены, сидя «на кортах», коротко и непафосно. Награды вручались в крафтовых пакетиках. Ведущий церемонии Илья Дель был «на стиле»: леопардовая шуба, цепь и футболка с логотипом МХТ им. А.П. Чехова.

Хедлайнером церемонии стал рэпер Хаски — он спел все свои хиты в перерывах между объявлением номинантов, в том числе сделавший его знаменитым трек «Черным-черно». «Самая странная движуха, на которой я выступал, вот эта вот», — заявил рэпер.

Каждый из лауреатов прошел суровый конкурсный отбор: в 2018-м было подано 204 заявки, причем 105 из них — от негосударственных театров. Номинационный совет отсмотрел рекордных 73 спектакля и отобрал в шорт-лист 22.

Кроме фотографий «панелек», на видеоэкранах возникли три красных билборда с надписями вроде «Они играли, пока их номинировали». Билборды стали мемом после фильма режиссера Мартина МакДонаха (в театральной среде его знают уже давно как драматурга и часто ставят). На церемонии прозвучали три важных темы, волнующие питерских лауреатов «Прорыва» не меньше, чем бездействие полиции — героиню оскароносной Фрэнсис МакДорманд. Что написали бы лауреаты на своих рекламных щитах?

Когда освободят фигурантов дела Серебренникова из-под ареста?

Хаски открыл для театра в сезоне 2017-2018 года режиссер Кирилл Серебренников. Рэпер играет в его новом спектакле «Маленькие трагедии» в московском Гоголь-центре. Премьера спектакля состоялась вопреки домашнему аресту художественного руководителя в связи с делом о хищении средств, выделенных на проект «Платформа».

Серебренников в «Маленьких трагедиях» рифмует тексты Пушкина и Хаски: лейтмотивом становится слово «жги» из знаменитой фразы «глаголом жги сердца людей» и припев песни «Ай» Хаски: «Я буду петь свою музыку, самую честную музыку». Именно с нее началась церемония.

В первой номинации «артист второго плана» был награжден актер Евгений Санников за роль Геберле в спектакле «Страх Любовь Отчаяние» (МДТ — Театр Европы, режиссер Лев Додин). Он попросил Илью Деля, кстати, недавно ставшего актером Гоголь-центра, передать свою награду Серебренникову — «в знак поддержки моей и большинства моих коллег».

Каждая номинация предварялась текстом Андрея Вергелиса. «Вымутил грант, нашел место? Опасаешься домашнего ареста», — его словами Дель аносировал номинацию «лучший менеджер». Лауреатом стал Никита Владимиров за выпуск и прокат спектакля «Летучий корабль». В своей речи Владимиров напомнил о большой потере для всего театрального сообщества — в день церемонии ушел из жизни Олег Табаков.

Не стало Олега Табакова

«Это очень больно, — отметил Владимиров. — Я учился в школе-студии МХАТ, и он преподавал у меня. Я считаю, что лучшим менеджером в стране являлся Олег Павлович Табаков, и я думаю, что мои коллеги меня поддержат. Извините, если я сбил настрой этого мероприятия».

Олег Табаков, напомним, не только сыграл множество ролей в кино и театре, но и создал театр «Табакерка», а затем стал художественным руководителем МХТ им. А.П. Чехова. Он активно занимался театральной педагогикой, в 1986-2000 годах возглавлял Школу-студию МXАТа. Среди учеников Табакова — Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков и другие.

На третьем билборде лауреатов «Прорыва» мог бы стоять вопрос:

Что станет с театром имени Ленсовета после ухода Юрия Бутусова?

Жюри присудило спецпризы сразу двум спектаклям, созданным под руководством Бутусова в театре Ленсовета. Театральный критик и соучредитель премии «Прорыв» Андрей Пронин вручил один из них актерскому ансамблю спектакля «Птицы» (режиссер Мария Романова). Соучредитель «Прорыва», театральный критик Жанна Зарецкая и член жюри премии, польский театральный критик Агнешка Любомира Пиотровска передали второй приз творческому коллективу спектакля «Венчание» в постановке Бениамина Коца. Режиссёр поблагодарил Бутусова: «Если бы не он — спектакля бы не было. Я желаю всей команде Ленсовета, чтобы все наладилось, и Юрий Николаевич был с ними».

Третий спецприз жюри ушел актрисе Алисе Олейник за роль Виктора в спектакле «Машина едет к морю» (театр «Особняк», режиссер Алексей Янковский).

Результаты «Прорыва» по остальным номинациям выглядят так:

Сразу три награды получил спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» театра «Мизантроп»: Илья Мощицкий стал лучшим режиссером, а Андрей Кондратьев и Фи липп Могильницкий — лучшими актерами.

Лучшей актрисой признали Арину Лыкову за роль Настены в спектакле «Живи и помни» (театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов).

В номинации «лучший художник» лауреатом стал Стас Свистунович за световое оформление спектакля «Губернатор» (БДТ им. Г.А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий).

Созданной в прошлом году почетной премией им. А. Н. Губанкова «За продвижение молодых талантов» был заслуженно награжден Олег Лоевский, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского ТЮЗа, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр». Именно Лоевский стал родоначальником и популяризатором нового формата работы: сейчас по всей России идут лаборатории, где режиссеры за несколько дней создают эскизы новых спектаклей.

Софья Козич, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 29 — 31 марта: MELANCHOLIA в KGallery, ода хлебу в танце и пластилиновые солдатики

В последние выходные марта поддержку и положительные эмоции можно получить на первом проекте из серии событий Context. Diana Vishneva или на ностальгическом фестивале «Брат-2: Живой Soundtrack». В Фонтанном Доме проходит встреча с первым директором музея Анны Ахматовой, а в театрах говорят о любви.

Статьи

>