«Погружение» Вима Вендерса: Осень патриарха

01 марта 2018, 16:47
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Погружение», не самая удачная попытка европейского киноклассика создать острое и захватывающее зрелище. Не спасают даже сомалийские пираты и Алисия Викандер.

Статус Вима Вендерса как патриарха кинематографа старого света подтверждается не только должностью президента Европейской киноакадемии. Автор «Неба над Берлином» обладает еще и редкой сдержанностью: он не претендует на то, чтобы рассказывать в своих фильмах истории. Куда больше Вендерса волнуют технические и документальные эксперименты: лучшие картины последних десяти лет — именно из этой сферы. «Пина» показывала возможности трехмерного изображения, «Соль земли» балансировала на грани кино и репортажа, «Буэна Виста» вовсе представляла собой развернутый клип на песни популярного кубинского оркестра. Последний раз Вендерс пытался снять что-то большое, повествовательное, с известными актерами больше десяти лет назад, когда работал над «Землей изобилия», «Входите без стука» и «Отелем "Миллион долларов"».

Теперь режиссер решил к чему-то такому вернуться — снять развернутое игровое кино с драматургией, ролями и историей. В основе «Погружения» — достаточно популярная в англоязычном мире книжка Дж.М.Ледгарда, эффектно выстроенная. По сюжету, на французском курорте проводят короткий отпуск супруги — инженер и океанолог. Счастливые дни завершаются расставанием: он удаляется в командировку, она — погружаться на дно морское. Он оказывается агентом спецслужб, попадает в плен к сомалийским бандитам, она ждет от него звонка или хоть смски. Ничего, кроме этого сюжетного фокуса — герои расстаются и дальше существуют на страницах романа параллельно — Ледгард предложить не мог.

Примерно ясно, почему Вендерс вообще за «Погружение» взялся: тут есть много разной, яркой, эффектной фактуры. И сомалийские пираты, и морские глубины, и эротизм, и сладкая жизнь, и наука, и шпионские игры. И всё это нанизано на многозначительную сюжетную основу: любовь, преодолевающая время и пространство. Из такого материала вполне можно слепить новую «Профессию: репортер».

Не вышло. В первую очередь, из-за сюжета. Вернее, сценария: его автор Эрин Дигнам честно пытается поиграть с кокетливой прозой Ледгарда. Переносит курортные события во флешбеки, переставляет события местами. Но лучше сюжет от этого не становится. Как был стоеросовым, так и остался.



Фото: paradisegroup.ru

Не спасают и актерские работы — хотя на главные роли Вендерс и пригласил лучших в своей категории, Джеймса Макэвоя и Алисию Викандер. Они могут сыграть что угодно — но только не тут. Макэвой страдает, обрастает бородой. Викандер переживает и стреляет глазами в экран телефона. Обоим в рамках «Погружения» явно скучно.

Зато в том, что Вендерсу близко и знакомо, с чем он работает постоянно, тут все в порядке. Камера Бенуа Деби словно просыпается от дремы там, где начинаются пейзажи и морские глубины. «Погружению» не нужна ни история, ни актуальные темы — окружающая среда, терроризм — ни даже актеры. Вендерсу требуется только сильный, самоигральный объект для съемки: песок, вода, огонь, ветер. Если оставить от фильма только сцены с их участием — получится образец визуального искусства. И образцовый фильм Вендерса — хоть энциклопедическую статью иллюстрируй.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>