Роботы Kraftwerk раздают энергию

09 февраля 2018, 11:37
Версия для печати Версия для печати

Родоначальница электронной музыки – немецкая группа Kraftwerk – 11 февраля привезет в Петербург своё 3D-шоу. Критик Артемий Троицкий, автор музыки к фильмам Тарковского Эдуард Артемьев и другие эксперты объяснили «Фонтанке», почему Kraftwerk – true.

Группа Kraftwerk появилась в конце 1960-х в Дюссельдорфе как проба пера немецких музыкантов Ральфа Хюттера и Флориана Шнайдера. Хюттер до сих пор остаётся в составе Kraftwerk. Шнайдер без объяснения причин покинул коллектив в 2008 году. Впрочем, вокруг Kraftwerk всегда витали тайны, во многом связанные с молчаливостью коллектива.

Буквально на днях музыканты получили Grammy за альбом-сборник «3-D The Catalogue». Релиз был признан лучшим танцевально-электронным альбомом-2017. Но и до громких призов люди-роботы Kraftwerk, соединившие человека и машину в музыке, оказали огромное влияние на самых разных творцов нескольких поколений.

Эдуард Артемьев

Гуру отечественной синтезаторной музыки, автор саундтреков к фильмам Тарковского, композитор Эдуард Артемьев в 1970-е практически единственным играл в СССР на легендарном синтезаторе «АНС». Именно на этом инструменте, отличающемся непредсказуемым звучанием, записывалась музыка к «Солярису», «Зеркалу» и «Сталкеру». В те же годы Kraftwerk пользовались самыми современными на тот момент синтезаторами Minimoog, ARP Odissey, EMS Synthi AKS. Возможно, именно поэтому Артемьев неоднозначно относился к западным коллегам.

«Kraftwerk не люблю. Не могу согласиться, что они электронные пионеры. Это заблуждение. Тогда уже были Tangerine Dream и Ash Ra Tempel (берлинские электронные музыканты – Прим. Ред.). Kraftwerk на их фоне для меня грубоваты. Они ведь, по сути, рок-группа. Они уже приезжали в Россию, но я не ходил на них. А ходят на них потому что, видимо, просто ещё живы их поклонники. Поклонники перемрут и всё закончится».

Тем не менее, по мнению маэстро, Kraftwerk все-таки предсказали некий тренд, который проявится в музыке XXI века: «Я бы сказал, что это будет «мистерия». Где будут вместе все виды искусства. Не только музыка. Театр, балет, диалоги».

Евгений Федоров

Лидер групп Tequilajazzz, Zorge и Optimystica Orchestra Евгений Федоров, наоборот, уверен, что сегодня Kraftwerk слушает именно молодёжь.

«У меня всё началось с того, что школа наполнилась слухами, что где-то на Западе появилась группа, в которой играют роботы, и что она запрещена в СССР. Через какое-то время появилась и запись очень плохого качества, и она нас потрясла своим механистическим звучанием, а также тем, что в ней раздавалось несколько слов на русском языке. Так мы узнали, что западным роботам известно о нас, живущих за железным занавесом, и это порождало надежды, что границы размоются. В конце концов, мы тоже не вполне были уверены, что Запад действительно существует.

Прошло много времени и теперь, в сравнении со многими другими возникшими позже стилями и жанрами, эта музыка кажется даже какой-то гуманизированной, человечной. Тембры, которые использовались в этой музыке, теперь являются приметой теплого аналогово-лампового прошлого, так важного в сегодняшнем музыкальном пространстве. Миру, прошедшему через техно-революцию во всех ее стадиях, очень любопытно взглянуть на то, как все это начиналось. Ну и, в общем, они такие одни».

Артемий Троицкий

Музыкальный критик Артемий Троицкий следил за творчеством Kraftwerk, когда эти люди-роботы ещё были хиппи (было и такое). Троицкий в 2013 году посетил концерт обновлённого состава группы в лондонской галерее Tate Modern, где была представлена программа, с которой музыканты приезжают в Россию в 2018-м.

«Услышал Кraftwerk очень рано, году в 1972-1973-м, поскольку увлекался тогда немецкой электроникой. Это были альбомы Kraftwerk и Kraftwerk 2 (позже группа «исключила» их из своей дискографии и отказывается переиздавать — Прим. Ред.). Первые две пластинки совершенно не похожи на последующие: там Кraftwerk не используют ритм-компьютер и немного играют на акустических инструментах.

Уникальность Кraftwerk — в их научно-исследовательском, лабораторном подходе к музыке. Это академическая группа, работающая на поп-поляне. Их успех удивителен и нетипичен. Они были первыми, кто стал эффективно работать с электронным ритмом, и это оказало колоссальное влияние на всю музыку конца 1970-х и 1980-х, особенно на new wave (электро-поп, синти-поп), рэп и хип-хоп. Их робото-футуристический имидж тоже производил впечатление».

Михаил Теплов

Издатель техно-музыкантов из разных стран, шеф лейбла и одноимённого проекта Wunderblock Михаил Теплов уверен, что влияние Kraftwerk сложно переоценить, когда речь идет о современной электронике.

«А жанр техно, возникший в детройском котле как сплав крафтверковского саунда с американским фанком, вообще без них, видимо, не существовал бы. Как и другие электронные направления, в том числе IDM, EDM, EBM, d'n'b, dubstep».

Олег Нестеров

Музыкальный издатель и лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров, — известный германофил. При этом он уверен, что Kraftwerk можно назвать ещё и «русской музыкой».

«Это, с одной стороны, продукт поиска самоидентификации молодого немецкого народа, который был рождён после второй мировой войны. Поколения, которое выросло в постоянном чувстве стыда. А с другой, это продукт интеллектуалов, которые жили на западе страны. Ну и конечно, продукт немецкого гения, как технологического, так и продюсерского. Они не постеснялись быть персонажами из фильма "Метрополис" Фрица Ланга. Такими оловянными солдатиками, добрыми людьми-роботами, которые нуждаются в любви.

Kraftwerk – это, конечно же, русская музыка в том смысле, что её сделал северный народ. Не итальянцы, французы, болгары, или африканцы. Это музыкальный аттракцион. Хорошо изученное специалистами явление, когда массы народа заряжаются друг от друга и впадают в эйфорию».

 

 

Арнольд Шапиро

Участник одной из самых известных в мире российских postindustrial-групп Reutoff Арнольд Шапиро aka Myrrman насчёт «русскости» в музыке немецких роботов готов поспорить. Но, с тем, что жанр электронной музыки начал оформляться именно с Kraftwerk, согласен.

«Впервые в музыкальной среде set up определял setting, аппарат диктовал музыкальную форму, структуру и даже общую эстетику. Синтезаторы использовались и раньше, но впервые взаимодействие человека и машины было выведено на новый уровень, работа шла в обе стороны: символика The Man-Machine вообще много глубже, чем задумывали сами участники группы».

Василий Шумов

Лидер московской рок-группы «Центр», известной экспериментальными электронными альбомами, вспомнил свое удивление от русского языка у немецкой группы, и констатирует, что успех группы Kraftwerk, в числе прочего, в четко продуманном маркетинге:

«Первый альбом Kraftwerk, который попал ко мне в руки в 1970-е, был The Man-Machine. Первая композиция The Robot» сразу привлекла внимание наличием в ней русского языка: «Я твой слуга, я твой работник». Ничего подобного от западных групп мы не слышали. Если выбирать один их «лучший альбом», то это будет «Computer World» (1981).

Группы из 1970-х, которые сегодня собирают полные залы, показывают образцы успешных рекламных кампаний и маркетинга. Если посмотреть, в каких залах выступали Kraftwerk в последние годы, то это будут музеи современного искусства, где представлялся их каталог из восьми альбомов «The Catalogue 12345678». Один день – один альбом. В силу того, что в плане концертного репертуара у Kraftwerk мало что изменилось за 20-30 лет, проект вполне можно считать музейным экспонатом. Я был на их концерте в Лос-Анджелесе в 1997 году, и плейлист тех времен абсолютно идентичен сегодняшнему. Изменилась в сторону прогресса визуальная часть шоу. Большой экран, очки для 3D. К сожалению, в Москве будет просто одноразовый концерт Kraftwerk в Кремлевском дворце съездов. Это сцена, от которой исходит зловещий дух съездов КПСС и речей генсеков об укреплении коммунистической идеологии и усилении борьбы с загнивающим Западом».

Петербургу в этом смысле повезло больше: концерт пройдет в пространстве, противоположном по духу — дворце спорта «Юбилейный». В 2004 году Kraftwerk впервые выступили именно в этих стенах как раз после выхода пластинки «Tour De France Soundtrack».

Коллекционерам же остаётся верить, что однажды Kraftwerk вместо очередной антологии как всегда внезапно выпустят новый альбом, как «Tour De France», который вышел спустя 20 лет после публикации одноимённой композиции. Тем более что в их багаже есть номера, которые ещё никогда не издавались, но исполнялись на концертах. Например, трек «Tribal Gathering», представленный 20 лет назад во время американских гастролей группы.

Николай Нелюбин, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>