Актуальные сказки: гид по фестивалю Dance Open-2018

06 февраля 2018, 11:37
Версия для печати Версия для печати

Международный фестиваль балета Dance Open пройдет со 2 по 17 апреля. Он привезёт в Петербург спектакли, созданные в разной эстетике, но непременно — лидерами жанра.

Dance Open-2018 объединит патриарха голландского балета Ханса ван Манена и начинающего бельгийца Йерона Вербрюггена; размышляющего о прошлом Сергея Вихарева и умеющего, как никто другой, чувствовать ритмы сегодняшнего дня Александра Экмана. Финальный гала-концерт наверняка выдаст не одну дозу фуэте — для этого приглашена, как всегда, звездная сборная танцовщиков со всего мира.

«Тщетная предосторожность»

Екатеринбургский театр оперы и балета, 2 апреля

Тщетная предосторожность/Ольга Керелюк
Тщетная предосторожность/Ольга Керелюк

Балет, который обычно считается старейшим из всех сохранившихся в современном репертуаре, приглашен открыть фестиваль, прославившийся своим чутьем на актуальную хореографию. Уральская «Тщетная предосторожность» — не из бабушкиного сундука. В Екатеринбурге ее поставили хореограф Сергей Вихарев и его многолетний соавтор — исследователь Павел Гершензон. Когда-то они положили начало интересу к восстановлению исторических версий балетов Петипа, их «Спящая красавица» и «Баядерка» в Мариинском театре произвели резонанс во всем мире.

«Тщетная предосторожность» — добровольный отказ от собственных революционных методов. Постановщики взяли за основу хореографический текст спектакля Мариуса Петипа и Льва Иванова 1885 года. Они не стали восстанавливать его дотошно. Их «Тщетная предосторожность» — балет по-сегодняшнему динамичный, но незаметно обволакивающий ароматом старины. В нем петербургские классики мирно уживаются со своим современником и заочным соперником датчанином Августом Бурнонвилем и собственным учеником и ниспровергателем Александром Горским, а Сергей Вихарев единственный раз в своей жизни выступает как самостоятельный хореограф.

«Золушка»

Балет Монте-Карло, 6 и 7 апреля

Золушка/Alice Blangero
Золушка/Alice Blangero

Хореограф Жан-Кристоф Майо поставил свою версию знаменитой сказки в 1999 году. В ней нет замарашки со шваброй, тыквы и волшебной кареты. И свое счастье принц узнает не так, как это принято в несметных балетных «Золушках» — не по пуантам, обклеенным камешками Swarovski. Спектакль Майо лишен умилительной сказочности, он не о добродетели вечного ожидания и не о покорности судьбе. Этот балет — о вечной связи между любящими существами. В виде переливающегося блеском космического видения Золушке является ее умершая мать. Именно она становится для дочери доброй феей, которая испытывает блеском светских приемов, не позволяет пополнить ряды банальных дворцовых кукол, избавляет принца от бессмысленного прожигания жизни и направляет его на поиски Золушки, а бывшему мужу в финале помогает избавиться от тиранической власти новой жены. Но Майо не только придумывает новые повороты хрестоматийных сюжетов. Его героям веришь, потому что не хуже, чем исполнять захватывающие дух поддержки, они умеют просто коснуться любимого лица — и возникает то, что движет солнца и светила.

«Душа фламенко»

Хосе Антонио Руис, 8 апреля

фото: VERONICAP GRANADO
фото: VERONICAP GRANADO

Хосе Антонио Руис в родной Испании обладает примерно таким же количеством титулов, наград и званий, как у нас Плисецкая. Неудивительно: именно он — вслед за танцовщиком начала XX века Антонио или звездой 1960-х-1970-х Антонио Гадесом стал олицетворением фламенко, для своей страны не менее значимого и любимого, чем футбол. Неудивительно и то, что в Испании так же следят за перипетиями карьеры Хосе Антонио и бесконечно обсуждают, когда же он уйдет на покой: Руис начал танцевать полвека назад, и большинство испанцев прожило жизнь под перестук его каблуков. И, совсем как в свое время Плисецкую, приблизившегося к 70-летию танцовщика официально на покой выпроводили. Но когда этот довольно грузный мужчина начинает неторопливо двигаться, поднимает тяжелые кисти рук и вдруг, отвечая на голоса «живых» гитар, выдает ногами фантастически усложненный ритм, и зрители, и театральные менеджеры забывают об уже неисчисляемых «прощальных турах» и «последних спектаклях». Вот и на этот раз Хосе Антонио почти тайно едет в Петербург, чтобы не обидеть своих испанских фанатов, с которыми недавно прощался. И чтобы дать нам, возможно, последний шанс увидеть великое классическое фламенко.

MADE IN AMSTERDAM*

Национальный балет Нидерландов, 10 апреля

Dutch National/Hans Gerritsen
Dutch National/Hans Gerritsen

Так получилось, что в Амстердаме давно покончили с королями, поэтому там некому было вводить при дворе танцевальные представления. Не для кого было устраивать роскошные бархатно-золотые многоярусные театры, где можно было бы выгуливать невероятные туалеты и демонстрировать коллекции бриллиантов. Классический балет в страну завезли только в ХХ веке, когда по миру рассыпались сотни танцовщиков дягилевского балета и постдягилевских компаний. Но и тогда публика в Амстердаме оказалась необычной — она вяло реагировала на роскошь «Спящей красавицы» и мелодраматизм «Жизели», зато стойко и преданно следила за поисками собственных молодых хореографов.

Одним из них был Ханс ван Манен, теперь — патриарх европейского балета, на девятом десятке продолжающий выдавать для родной труппы мировые премьеры. Одну из них, над которой классик работает прямо сегодня и которая еще не имеет названия, покажут на фестивале. Под крылом мэтра окажутся Кристофер Уилдон, Дэвид Доусон, Кшиштоф Пастор и Алексей Ратманский — хореографы, которых объединяет лидирующее положение в мировом балете и возраст — все годятся ван Манену во внуки.

«Щелкунчик»

Большой театр Женевы, 13 апреля

Балет, которым у нас принято потчевать детей, как новогодним тортом, у бельгийца Йерона Вербрюггена явно рассчитан на тех, кто и о подростковых страхах уже может вспомнить с ностальгией. «Щелкунчик», поставленный четыре года назад, стал одной из первых больших самостоятельных работ хореографа. В постановку Вербрюгген вложил весь опыт, аккумулированный во время работы танцовщиком под руководством Яна Фабра, Сиди Ларби Шеркауи, Уильяма Форсайта, Эмио Греко, Жан-Кристофа Майо. Чайковский — лишь повод для того, чтобы показать мир подростка, постоянно находящийся на грани нервного срыва. Хрестоматийная музыка разобрана почти до молекул и собрана заново как паззл, в новой последовательности. Так же выглядит и история мучительно взрослеющей героини, для которой взрослый мир — минное поле, где ее подстерегает множество опасностей.

«LEFT RIGHT LEFT RIGHT»

Словенский национальный театр Марибора, 15 апреля

Марибор
Марибор

Скромную молодую компанию из небольшого словенского городка у нас узнали благодаря любимому петербуржцами хореографу Эдварду Клюгу. Энергичный и амбициозный уроженец Румынии посвятил этой труппе всю свою жизнь — сначала танцовщика, а потом хореографа и худрука. И превратил Марибор в крошечный оазис актуальной хореографии на Балканах. В то время как столичные соседи пытаются приспособить на два-три десятка танцовщиков очередную «Спящую красавицу» или «Баядерку», Клюг зазывает в Марибор самых модных хореографов. Например, Йохана Ингера и Александра Экмана — молодых шведов, воспитанников Нидерландского театра танца, в очереди за которыми стоит сегодня весь мир.

Один любит придумывать простые истории, прикидывающиеся почти танцами на дискотеке. Второй то выступает со словесным монологом, аранжировав его движениями, то устраивает на сцене бассейн — и непременно превращает спектакль в шоу. Для обоих шведов, как и для самого Клюга, танец — не только искусство. Это способ думать о мире и существовать в нем. Поэтому их спектакли одинаково трогают публику как в небольшом Мариборе, так и в величественном Петербурге.

Анна Галайда, специально для «Фонтанки.ру»

* В афише XVII сезона Dance Open изменение. В связи с тем, что премьера новой постановки Ханса ван Манена в Нидерландах переносится на осень, 10 апреля в Санкт-Петербурге гостям вечера «Made in Amsterdam» покажут другой его авторский балет «Дежа вю». Поставленная в 1995 году на музыку Арво Пярта, эта работа еще ни разу не исполнялась в России.

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>