Планы на неделю: Быков и Толстая, день рождения Боуи, несбывшееся метро

22 января 2018, 08:01
Версия для печати Версия для печати

Отметить юбилей Высоцкого и день рождения Боуи, узнать о непостроенных станциях метро, послушать Татьяну Толстую, Дмитрия Быкова и Deep Purple можно в Петербурге 22 – 25 января.

«Фонтанка» подготовила гид по культурным событиям предстоящей недели. Рассказываем, куда и зачем бежать из офиса в будние дни.

Театр и лекции

Главное событие рабочей недели назначено на 26 января в БДТ имени Товстоногова. Здесь состоится премьера «Трёх толстяков» — спектакля-сериала, который режиссёр Андрей Могучий готовит в атмосфере строгой секретности. Впрочем, билеты на представление уже проданы, так что стоит рассчитывать разве что на следующие показы.



Фото: БДТ

В Александринске готовятся к ещё одной значимой премьере — «Швейк. Возвращение» в постановке художественного руководителя театра Валерия Фокина. Она также назначена на 26 января, но зрителям предлагают заранее подготовиться к спектаклю с помощью небольшого лекционного курса. Поэт, публицист и острослов, автор «Гражданина поэта» и «Господина хорошего» Дмитрий Быков 23 января в 19.30 выступит на Новой сцене театра с лекцией «Швейк и его превращение. Последний герой Австро-Венгрии», а 24 января в 18.00 здесь же можно будет послушать диалог лингвиста Максима Кронгауза и драматурга Юрия Клавдиева «Обсценная лексика в культуре».

Дмитрий Быков
Дмитрий Быков

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Приключениями Швейка активность Быкова в Петербурге не ограничится: 22 января в 19.30 на сцене «Эрарты» литератор прочитает свои политические стихи. Судя по последним публикациям в «Новой газете», можно ждать откровений о кандидатах в президентах России Владимире Путине и Ксении Собчак.

Ещё одна литературная знаменитость, автор романа «Кысь» и экс-ведущая «Школы злословия» Татьяна Толстая, приезжает в Петербург 25 января, и тоже в «Эрарту». В 20.30 на сцене музея она запустит цикл лекций «Язык норм». Предполагаются рассуждения о том, стоит ли говорить «годнота» вместо «годится», «чемик» вместо «чемпионата» или «самик» вместо «саммита».

Сравнить старое и новое можно будет также 23 января в Музее советских игровых автоматов. Историк и финалист премии «Просветитель» Наталья Лебина продолжает здесь цикл лекций о советской повседневности. В 20.00 стартует рассказ о «вкусе необходимости» и «извращенном вкусе». Вход свободный, главное — успеть зарегистрироваться.

В главном корпусе Российской национальной библиотеки на Садовой улице, 18, — две урбанистические лекции: 23 января в 18.30 об индустриальной архитектуре Петербурга расскажет член Совета по охране культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга Маргарита Штиглиц. 25 января в 19.00 здесь же — потенциальная лекция-хит от создателя авторского проекта «Подземка Петербурга» Михаила Крайнова. Спикер поведает, какими планировались, но не стали станции метрополитена, и почему некоторые из них не появились вовсе.



Фото: РНБ

Предпочитаете гуманитарным наукам естественные? Тогда 23 января в 19.00 отправляйтесь в научно-просветительский проект «Зануда». Здесь главред портала «Антропогенез.ру», автор книги «Мифы об эволюции человека» Александр Соколов пояснит, зачем и как наши предки потеряли волосяной покров.

В пространстве «Артмуза» 25 января в 19.00 обсудят ещё более деликатную тему — похоть. В дискуссии поучаствуют игумен Евмений, сотрудник Центра Восстановления «Отчий Дом», сексолог, эксперт по интимным игрушкам Татьяна Каулина и психоаналитик Дмитрий Ольшанский.

Сага о Йёсте Берлинге  1924, Швеция, реж. М. Штиллер
Сага о Йёсте Берлинге 1924, Швеция, реж. М. Штиллер

Фото: РОСФОТО

Наконец, не забудьте о лекции про шведское кино киноведа Алексея Гусева: 25 января в 19.00 пространстве «Росфото» эксперт докажет, что Швеция — это не только Ингмар Бергман.

Кино

В «Авроре» 22 января в 19:30 пройдет спецпоказ ленты «Хэппи-энд» австрийского режиссера Михаэля Ханке. Демонстрировать картину о большой благополучной буржуазной семье, утратившей искренность и чуткость, будут на французском языке с субтитрами. Фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Канн-2017.

Еще один спецпоказ, на этот раз британского режиссёра Фила Грабски, в «Авроре» состоится 23 января в 19.30. Используя документальные материалы, Грабски создал фильм-выставку «Я, Клод Моне», раскрывающий творчество одного из столпов импрессионизма с непривычной стороны.

В киноцентре «Родина» в рамках программы «Дни индийского кино» пройдут бесплатные показы актуальных индийских фильмов. Даже если вы думаете, что Болливуд — это только песни и танцы в ярких костюмах, возможно, это не самый плохой вариант для петербургской зим: 23 января в 19.00 в большом зале покажут семейный фильм 2012 года «Инглишь-винглишь» об индийской женщине, не знающей английского. Героиня пытается добиться успеха в обществе, где разговаривать только на родном языке — стыдно. Биографическую драму «Мэри Ком» — историю пятикратной чемпионки мира по боксу — покажут 24 января в 19 часов.

В «Лендоке» 25 января в 18.00 пройдет показ фильма Дитера Бернера «Эгон Шиле: Смерть и дева». Это картина об одном из самых ярких художников первой половины XX века, австрийском экспрессионисте и неисправимом ловеласе.

В это же день в 20.10 «Лендок» предлагает посмотреть еще один «фильм-выставку» об японском художнике и гравёре Хокусае, творившего на стыке XVIII и XIX веков. Речь о британско-японском проекте «Выставка Hokusai Британского музея». Снятое с использованием новейших технологий видео позволяет увидеть работы легендарного мастера в мельчайших подробностях, а комментарии искусствоведов помогут понять контекст, в котором творил Хокусай, и тот, в котором его воспринимали европейцы.

Большая волна в Канагаве, 1823—1831
Большая волна в Канагаве, 1823—1831

Фото: Кацусика Хокусай

В кулуаре «Реставрация нравов» (Биржевая линия, 12, 2 этаж) 25 января в 19 часов впервые в России продемонстрируют «Фильм» Сэмюэля Беккета. Лауреат Нобелевской премии по литературе, один из основоположников «театра абсурда» создал эту 20-минутную ленту в 1964 году. Организатор показа, писатель и исследователь работ Беккета Лев Наумов, расскажет, как картина рассматривает анатомию кинообразов, и почему сам Беккет называл работу «интересным фиаско». Зрителям обещан некий интерактивный аттракцион.

Музыка

В «Бертгольд центре» 22 января открывают выставочный проект о современной граффити-культуре TIME FOR ART. В пространстве на Гражданской улице, 13-15, выставят работы 20 граффити-артистов из разных городов России, проведут перформансы и мастер-классы. При чём здесь музыка? Во время открытия (22 января в 17.00) обещаны «Dj-сеты, шум и маргинальная атмосфера». Отличный повод уйти с работы пораньше вечером понедельника.

В афише предстоящей недели, как и всегда, много джаза. На Новой сцене Александринского театра 23 января в 19.30 его исполнит московское LRK Trio. Творчество Евгения Лебедева, Антона Ревнюка и Игната Кравцова называют «новым течением» современной джазовой музыки, артисты поучаствовали в ведущих европейских фестивалях.

Мелодии Голливуда и Бродвея 24 января можно послушать в Филармонии джазовой музыки — выступают ансамбли Давида Голощекина и Петра Корнева, а также вокалисты Эльвира Трафова, Юлия Касьян, Татьяна Бубельникова и Федор Дурандин. Концерт «Джаз-классик трио» Андрея Зимовца состоится здесь же 25 января: музыканты воссоздают аутентичное звучание американского джаза эпохи свинга и би-бопа.

Любителям рока советуем отправиться в клуб Jagger: 24 января в 20.30 здесь отпразднуют день рождения Дэвида Боуи. Концерт памяти легендарного британского музыканта проведёт Ziggy Stardust Band, петербургская трибьют-группа, специализирующаяся на исполнении произведений Боуи.

Композиции Deep Purple прозвучат в Jagger 25 января в 20.30. Подробностей о концерте немного, сообщается только, что в нём примут участие «лучшие музыканты Петербурга». Ранее в подобных событиях участвовали команды Top Gun и Because.

В клубе Aurora 24 января в 20.00 отпразднуют день рождения группы «Маши и Медведи». Авторы бессмертного хита про «Синенькую юбочку» не только существуют, но и готовы порадовать поклонников новыми песнями.

В кинотеатре «Аврора» 25 января в 21.00 будут демонстрировать запись концерта голливудского композитора Ханса Циммера. Его музыка звучит в самых высокобюджетных фильмах, от «Пиратаов Карибского моря» до эпохальной трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. На сей раз прозвучат хиты из «Гладиатора», «Темного рыцаря», «Короля Льва», «Начала», «Интерстеллара», «Кода да Винчи», «Пиратов». Оригинальный концерт отгремел в Праге в 2017 году.

Любителям академической музыки советуем отправиться в Санкт-Петербургскую капеллу, где 24 января в 19.00 исполнят «Литургию св. Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова. А 25 января в Санкт-Петербургскую филармонию им. Д.Д. Шостаковича приедет австрийский тенор Рамон Варгас. Его путь к мировой славе начался в 1992 году, когда по приглашению Метрополитен-опера он заменил Лучано Паваротти в постановке «Лючии ди Ламмермур». В Петербурге Варгас исполнит номера из опер Моцарта, Вагнера, Верди и Пуччини. Выступление начнётся в 20.00.

Высоцкий

Владимиру Высоцкому 25 января исполнилось бы 80 лет. Эту дату Петербург готов отмечать даже среди рабочей недели. Библиотека «Семёновская» (Московский проспект, 50) предлагает кинолекторий: 23 января в 18.00 продемонстрируют документальный фильм «Владимир Высоцкий. Гамлет с Таганской площади» об одной из главных театральных ролей поэта. На следующий день в 18.00 лекторий будет посвящен фильму «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Вход свободный.

Песни и стихи Владимира Высоцкого 25 января в «Театральной долине» (13-ая линия В. О., д. 70) исполнит любимый петербургской публикой актер Молодежного театра на Фонтанке Владимир Маслаков. Программа называется коротко: «80 лет. В день рождения».

Отмечает день рождения поэта и объединение «Невский, 24»: 25 января в 20:00 в Aurora Concert Hall пройдет фестиваль «Высоцкий 80». Выступят Александр Чернецкий («Разные люди»), Павел Пиковский («ХЬЮГО»), группа «Сонце-Хмари», Максим Ермачков, Никита Круглов и другие.

Насыщенную программу обещают 24 января в Политехническом университете. В 19.00 в Белом зале (Политехническая, 29) стартует музыкально-поэтический вечер «Я, конечно, вернусь…». Здесь обещают показать уникальные архивные материалы, недавно найденные в Болгарии и Франции, и редкие кадры выступления Высоцкого в ленинградском клубе «Восход».

Блокада

В Петербурге продолжаются события, посвященные памятным датам прорыва и снятия блокады Ленинграда. Если вы уже посетили выставку блокадных рисунков художницы Елены Марттила, стоит заглянуть 23 января в 18.00 в библиотеку им. М.Ю. Лермонтова (Литейный, 19). Лекцию «Ленинградская живопись в период блокады» прочитает научный сотрудник Русского музея, преподаватель СПГХПА имени А. Л. Штиглица Руслан Бахтияров. Вход свободный.



Фото: РНБ

Отдел рукописей РНБ (Садовая, 18) 24 января в 16.00 представит экспозицию из дневниковых записей, писем и зарисовок ленинградцев, приуроченную к 75-летию прорыва блокады. Среди экспонатов — записи художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, искусствоведа и сотрудницы Эрмитажа и Русского музея Марии Коноплевой, переводчицы Софьи Островской. Кроме того, покажут подлинные вещи блокадного периода, уникальную коллекцию фотопортретов водителей, работавших на Дороге жизни, и образцы хлеба, выпеченного по рецептуре 1942 года. Выставка продлится до 25 февраля.

Свою программу, посвящённую памяти о блокаде, представила Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д. Шостаковича: 24 января в 19.00 в Большом зале пройдет концерт государственного оркестра имени В.В. Андреева «Все дальше уходит блокада…» при участии дирижера Дмитрия Хохлова, исполнителей Николая Копылова и Дарьи Тарасовой.

О событиях предстоящего уик-энда, как и обычно, читайте в нашем пятничном гиде, он выйдет 26 января. А обо всём, что произойдёт между понедельником и пятницей, мы расскажем и покажем на «Афише "Фонтанки"».

Елена Кузнецова, Анастасия Семенович, «Фонтанка.ру»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>