
"Я пишу картины, чтобы иметь возможность писать музыку"

Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков известен тем, что неохотно даёт интервью и почти никого не приглашает в свою легендарную студию на Пушкинской, 10. Но для «Фонтанки» незадолго до старого Нового года сделал исключение. Снимать Борис Борисович не разрешил, а вот кофе с вафельным тортом угостил и свечи зажег.
Когда глаза немного привыкли к полумраку, нам удалось разглядеть на стенах множество икон, чередующихся с изображениями то ли буддистских, то ли индуистских божеств. Статуэтки, привезенные из разных уголков планеты, массивные кожаные кресла и старинный потрепанный абажур над столиком создавали ощущение экзотической коммунальной квартиры, которую долго обустраивали любящие хозяева. Мы записали 10 высказываний БГ — о праздниках, книгах, людях, новом альбоме и многом другом.
Праздники
Новый год прекрасен, и Старый Новый год прекрасен. Я вообще все праздники люблю: 1 мая — я имею в виду не день солидарности трудящихся, а белтейн (кельтский праздник начала лета — Прим. Ред.). 8 марта — социалистический праздник, но тоже хороший. Я женщин люблю, они заслужили свой день. А вот 23 февраля не праздную. Я целиком за то, что существует армия, но не понимаю, зачем это праздновать.
Советский Союз
Сейчас по СССР принято ностальгировать, но мои воспоминания о том времени довольно мрачные. Это была насквозь лживая и поэтому страшная страна. А сейчас у нас страна смешная. Похоже, что Гегель прав: история повторяется дважды: один раз как трагедия, второй — как фарс.
Люди
Люди не изменились ни с библейских, ни с советских времён. У них те же желания, те же необходимости, та же довольно короткая протяженность жизни.

Фото: "Фонтанка"
Книги
Последнее, что я прочитал из специальной литературы — автобиография Ника Мейсона, ударника Pink Floyd. А так — перед сном, когда у меня есть время, читаю «Мэри Поппинс». Я не знал, что кроме первых двух книг есть ещё и продолжение. Ещё люблю читать симпатичное городское фэнтези канадского писателя Чарльза де Линта.
Волшебство
Быт — он волшебный. Как ты смотришь, то и видишь. То есть Мэри Поппинс существует — мы же можем про неё читать. И Николай II существует. Если у Леши Учителя из-за него проблемы, значит существует. Не может же быть проблем из-за того, чего нет!
Интервью
Я даю интервью только если это нужно организаторам концертов. Или как в сегодняшнем случае, потому, что что-то внутри сказало мне: «Почему бы и нет?»
Корпоративы
Работаем ли мы на корпоративах? Да. Нам деньги очень нужны. Знаете, во сколько обходится запись альбома? В 25 раз больше, чем с него когда-то можно выручить. Поэтому то, что мы зарабатываем на концертах, идёт на запись новых песен. Круговорот денег в природе.
Новый альбом
Он в работе, а работа непростая. На днях записывал в Киеве дружественный симфонический оркестр, но по техническим причинам не уверен, что получилось хорошо. Писать оркестр лучше в Англии, но это получается довольно дорого; в Киеве раза в четыре дешевле, но не так хорошо. В итоге — придётся переписывать. Поэтому сейчас придёт человек, который купит несколько моих картин, и на эти деньги я смогу несколько дней поработать в Лондоне. Я пишу картины, чтобы иметь возможность записывать пластинки.
Картины
Кто покупает мои картины? А разве я имею право их об этом спрашивать? Знаю только, что они молодцы и поступают правильно — сейчас картины им достаются значительно дешевле, чем будут стоит через сто лет.
Дети
Я плохой отец. Я своих детей не видел — они росли, пока я был на гастролях. Я вряд ли смог их чему-то научить. Один играет со мной в группе, другой — инженер в студии, третья актриса, четвёртая изучает стейдж-дизайн. По крайней мере, им весело. Весело ли мне? Не всегда. Зато скучно не бывает.
Ольга Маркина, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
10 самых ожидаемых альбомов 2018 года
Интервью с Гарри Топором, организатором рэп-баттлов на площадке Versus

Куда пойти 28 — 30 марта: книжный фестиваль на «Левашовском Хлебозаводе», Париж в кино и разговор о Пушкине с Львом Лурье
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
- 27 марта 2025 - Издательство «Индивидуум» впервые не пустили на ярмарку Non/Fiction
- 27 марта 2025 - СМИ: Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Аллахвердиевой возбудили уголовное дело
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
Статьи
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.