Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/5840

08 января 2018, 15:20

Категория: концерты

Вот тебе, бабушка, и баттл-рэп


Фото: "Фонтанка.ру"

В 2017 году о баттл-рэпе узнала вся страна. Этой субкультурой заинтересовались федеральные СМИ, по телевидению один за другим вышли десятки сюжетов, посвященных «битве года» между рэперами Оксимироном и Гнойным. Помимо разнообразных площадок, среди которых выделяется петербургская организация Versus во главе с Ресторатором (он же Александр Тимарцев), появились пространства для политических, поэтических и даже религиозных баттлов.

О том, что такое баттл-рэп и почему он «выстрелил» именно в 2017 году, «Фонтанка» поговорила с человеком, который стоял у истоков субкультуры — Гарри Топором. Более того, по нашей просьбе Гарри подвел итоги музыкального 2017 года.

— Как бы ты объяснил представителям старшего поколения, что же такое баттл-рэп?

— А надо? Зачем?

— Ну, родителям же интересно узнать, какую музыку слушает их ребенок, или что он так увлеченно смотрит на YouTube…

— Какой в этом смысл? Это все равно что втолковывать десятилетнему мальчику, почему так крут тот или иной альбом Высоцкого. Я лично уверен, что это здорово, а мальчик пусть подрастет и, скорее всего, сам поймет, что к чему.

Объяснять взрослым, которые абсолютно не в теме, что такое рэп-баттл — то же самое, что рассказывать, допустим, 70-летнему человеку о необходимости включения сноубординга в программу Олимпийских игр. Он в ответ скажет, что это неправильно, ведь есть лыжи и слалом: зачем вставать на эту доску и куда-то прыгать? Ладно сноуборд. Ведь есть очень много вещей, которые представителям старшего поколения могут показаться странными. Тот же фингер-борд, например (уменьшенная копия скейтборда, предназначенная для выполнения трюков при помощи пальцев — Прим. Ред.).

— И все же, как быть тем, кто хочет понять, что из себя представляет баттл-рэп?

— Нужно просто принять на веру, что есть такое явление, которое, по большому счету, ничего плохого не несет. Лучше смотреть баттл-рэперов, чем нюхать клей по подъездам.

— В чем причина бешеной популярности рэп-баттлов?

— В основе любого баттла лежит конфликт. Конфликты всегда привлекали людей. Возьмем спорт, в котором, помимо соперничества команд, есть еще и соперничество болельщиков. Или такой проект, как «СтопХам», где конфликт развивается между людьми, думающими, что умеют парковаться, и теми, кто считает, что они делают это неправильно. Еще один пример — передача «Пусть говорят». Она вся построена на конфликтных ситуациях и их обсуждении. Также и здесь.

В рамках баттла вы можете говорить все что угодно, если это не противоречит каким-то предварительным договоренностям. Людям нравится наблюдать за столкновением двух эмси, которые пытаются риторически победить друг друга. Человек отпахал смену на работе, устал, пришел домой и хочет что-нибудь посмотреть, но сериалы надоели. Вот он и смотрит хип-хоп-баттлы. Почему бы и нет?

В баттлах часто участвуют известные артисты. У них много поклонников, поэтому так популярны баттлы с участием Оксимирона, который на данный момент является в России одним из самых востребованных рэп-исполнителей.

— А ты сам согласен с результатом поединка между Оксимироном и Гнойным?

— Я хорошо знаю Оксимирона и желаю ему всяческих успехов, со Славой КПСС (ещё один псевдоним рэп-исполнителя Гнойного, настоящее имя — Вячеслав Машнов — Прим. Ред.), если не изменяет память, я не общался ни разу, но результат их баттла считаю справедливым. В тот конкретный день Гнойный оказался сильнее. Разумеется, такие оценки — дело очень субъективное. Сколько людей, столько и мнений. Мой приятель Drago, например, посчитал, что тогда вчистую выиграл Оксимирон. Я же могу сказать, что настоящие судьи — это, конечно же, не Руслан Белый (стэндап-комик, которого все чаще приглашают в жюри в рэп-баттлов — Прим. Ред.). Настоящие судьи сидят у экранов.

— Можно ли говорить, что успех баттла Оксимирона с Гнойным придал импульс всей рэп-индустрии? Может, цены на билеты выросли, стоимость выступлений стала выше? Или альбомы начали пользоваться большей популярностью?

— Нужно быть откровенными и признать, что очень немногие баттл-эмси смогли каким-то заметным образом материализовать свои успехи. Очевидно, что Оксимирону его участие в Versus-баттлах помогло. Помогло оно, разумеется, и Славе КПСС, который сейчас, например, оказался на телевидении. Короче говоря, Versus стал той самой площадкой, из-за которой люди нас узнали. Но все это, скорее, исключения из правил. Очень немногие через баттлы пробиваются в музыкальную индустрию.

Гонорары артистов тоже растут вне зависимости от их участия в баттлах. Влияют сборы, концерты, продажи альбомов. Баттлы, скорее, возможность мощного промо. При этом часто бывает, что баттлы того или иного эмси смотрит огромное количество зрителей, а на его концертах собирается всего несколько десятков человек.

— Как ты и сказал, у Гнойного пока получается «материализовывать» свой успех. Не случайно же он вместе с Филиппом Киркокровым и Нюшей оказался среди судей музыкального телепроекта «Успех»?

— Я не считаю, что это «зашквар». Слава КПСС в открытую говорит, что решил заработать денег. Он сидит на этом шоу, не кривляется, получает удовольствие. Он нормальный парень, и в том, что он «пошел в телек» нет ничего плохого. Хуже было бы, если бы он решил рекламировать какую-нибудь финансовую пирамиду типа «МММ».

Другое дело, что иногда бывают проекты откровенно «зашкварные». Мне как-то раз предложили за 300 тысяч рублей сняться в рекламном ролике, где пришлось бы баттлиться с гигантским сыром. Вот это, согласитесь, довольно странное предложение.

— А что дальше? Есть у российской баттл-культуры запас прочности? Её популярность будет расти, или главные успехи останутся в 2017 году?

— В горку не пойдет уже. В какой-то момент наступает пресыщение. Это как у 50 Cent, который в свое время просто завалил всех своими треками и микстейпами.

Сейчас стало слишком много баттловых площадок и слишком мало хороших баттлов. Среди грязи, разумеется, по-прежнему можно будет найти жемчужины, но такого бурного развития, как в предыдущие годы, я бы не ждал. Наверняка, поединки эмси, входящих в ТОП-10 по-прежнему будут вызывать интерес, но не более того.

В 2017 году такой «хайп» вокруг этой культуры возник, потому что для многих это было в новинку. Что они делают? Баттлят? Оскорбляют друг друга? Да ладно! Неудивительно, что Галкин, Ургант, Шнуров и другие вдруг принялись изображать из себя баттл-эмси.

— А кто сейчас, на твой взгляд, № 1 в русском рэпе? Оксимирон, который собрал-таки «Олимпийский»?

— Нет, я считаю, сейчас № 1 — это Баста (Василий Вакуленко, российский музыкант и рэп-исполнитель, один из судей телепроекта «Голос» — Прим. Ред.). У нас огромная страна, и в ней живет много людей, которые очень давно слушают именно его, и относятся к творчеству Басты почти как к религии. Прям бастафарианство какое-то. А «Олимпийский» Тимати тоже собирал, но мы же не говорим, что он теперь № 1. При всем уважении к его бизнес-заслугам, я считаю, что в этой тройке у него только бронзовая медаль после Басты и Оксимирона. Кстати, очень хорошо сейчас Pharaoh собирает (российский хип-хоп- и рэп-исполнитель Глеб Голубин — Прим. Ред.).

— Если не о рэпе и не о хип-хопе говорить, то можешь ли ты назвать самое яркое музыкальное открытие 2017-го года — песню, клип или группу?

— Для меня открытием стали The Hatters («Шляпники») (петербургская группа, играющая «русско-цыганский алкохардкор на душевных инструментах» — Прим. Ред.). Я скачал их первый альбом, и потом все песни с него слушал «на репите». В общем, очень круто.

— А в рэпе и хип-хопе порадовал Pharaoh?

— Нельзя сказать, что в 2017-м Pharaoh стал открытием. Он давно уже открыт. И он крутой. Тоже самое могу сказать про ATL (псевдоним рэпера Сергея Крупова — Прим. Ред.). Я бы выделил тех современных исполнителей, которые не зацикливаются на одном стиле. Развелось огромное количество «фрешменов». Среди них немного обособленно стоят такие исполнители, как Obladaet или Bumble Beezy. Они прикольно звучат, а в их текстах есть смысл, который отличается от песен про Мерседесы и Гуччи. Среди представителей «новой школы» я бы также отметил Hash Tag и Mnogoznaal. Сейчас в России много интересных реперов.

Справка:

Гарри Топор (он же Игорь Александров) — российский баттл-эмси и рэп-исполнитель. Родился в Ленинграде в 1989 году. С детства живет «на Дыбенко», и нередко упоминает этот район в своих композициях (самая известная — «Вечера на хуторе близ Дыбенко»).

Топор — один из наиболее известных участников баттлов на петербургской площадке Versus. На его счету много громких побед, в том числе, над Noize MC и Obe 1 Kanobe (баттл с последним на YouTube посмотрели почти 4 млн пользователей).  Автор нескольких альбомов, в том числе «Лики смерти», «Анатомический театр» и «Человек в ежовых рукавицах», а также целого ряда микстейпов. Женат. Болеет за петербургский футбольный клуб «Зенит».

Данила Ширяев, «Фонтанка.ру»