Петербург увидит Джотто — художника и межпланетный аппарат

23 декабря 2017, 18:32
Версия для печати Версия для печати

Масштабный выставочный проект, какого еще не видел Петербург, — уже на пути из Италии. В сентябре публика увидит мультимедийную экспозицию, посвященную Джотто ди Бондоне — одному из столпов итальянской живописи, на рубеже XIII-XIV веков изменившему ход ее развития. Джотто показал публике и своим последователям библейские сюжеты естественными, «трехмерными», наполненными живыми людьми и реалистичными сценами — что явилось отступлением от принятых канонов. Об этом петербуржцы узнают из материалов выставки — 55-минутного аудиогида, подготовленного учеными и озвученного
известным актером (его имя пока не разглашается), и 124 видеопроекций.

Произведений Джотто в Петербурге нет — Эрмитаж вынужден только отмечать влияние великого реформатора на других мастеров эпохи в описании к их работам, размещенным в экспозиции. В этой ситуации — когда никакой возможности познакомить жителей города с подлинниками просто не существует — даже Михаил Пиотровский одобряет проведение мультимедийных выставок, модных у молодежи. Одобрил идею и Комитет по культуре — по словам его председателя Константина Сухенко, на выставку из бюджета было выделено 20 миллионов рублей.

Экспозиционный проект новый: он три месяца провел в Венеции, и сразу после нее в сентябре на три месяца приедет в Петербург, в Конюшенный корпус Елагиноостровского дворца (более точных дат пока нет). Наш город станет первым в долгом международном турне «Магистр Джотто». В случае успешного сотрудничества, итальянские организаторы привезут к нам потом еще две выставки — одна из них посвящена скульптору Антонио Канова, а другая — великому Рафаэлю. Но это пока весьма отдаленные перспективы.

Пока что уже в январе на Конюшенной площади, у кромки Масляного луга, будет установлен шестиметровый красный крест — современный арт-объект, в точности повторяющий изображение креста на фреске Джотто «Торжественное празднование рождества в Греччо», которая находится в верхней церкви в городе Ассизи (и входит в Францисканский цикл). Это произведение было написано Джотто между 1295 и 1299 годами — то есть более чем за полтора века до рождения Леонардо да Винчи, о котором искусствоведы говорят, что тот увлекался работами великого Джотто.

Крест, который в скором времени увидят петербуржцы, имеет необычную форму: именно так он выглядит на фреске. По сюжету, в 1223 году святой Франциск попросил графа города Ассизи установить к Рождеству настоящий вертеп, и произошло чудо: после церковной службы в яслях обнаружили настоящего младенца. Именно эту сцену и изобразил Джотто. Причем действие происходит в заалтарной части, как бы «за кулисами» от паствы, к которой обращен крест. Поэтому зритель на картине видит его сзади и наклоненным чуть от себя, как бы подвешенным на веревке к брусу. И это еще одно доказательство значимости для Джотто достоверности изображения пространства. Ну а современные художники обратили внимание на эту деталь и обратили внимание посетителей выставки на фрагмент изображения.

Организаторы выставки видят в появлении креста в Петербурге дополнительный смысл:

— Крест Джотто — символ современности и взаимопроникновения двух культур, восточной и западной. Это будет символ братства и мира и присутствие итальянского культурного наследия на русской земле, — говорит арт-директор проекта Лука Мацциери. — На этом кресте нет тела Христова, он изображен сзади, показывая изображенную ниже сцену как то, что стоит за Страстями Христовыми, после тех событий.

Выставка будет поделена на несколько разделов. Один из них предоставит публике информацию о становлении Джотто как художника, другой — об упомянутом уже Францисканском цикле. Также посетители узнают о местах, где находятся произведения Джотто, о всемирно известной Капелле Скровеньи в Падуе, которую расписал Джотто, и даже о межпланетном космическом зонде «Джотто», который приблизился к Комете Галлея — той самой, которую художник изобразил на фреске «Поклонение волхвов» в Капелле Скровеньи.

— В 2016 году мир отмечал 750-летие со дня рождения великого художника Джотто ди Бондоне, о творчестве этого мастера было много сказано, но мало рассказано, — говорит Лука Мацциери. — И наш рассказ я вижу как новое прочтение, новую интерпретацию творчества Джотто, сделанную именно на его родине, людьми, говорящими с мастером на его языке, с целью рассказать о нем во всем мире. Наш научный комитет объединяет в себе широко известные имена искусствоведов и кураторов, филологов и ученых, а музыкальное сопровождение было записано известным трубачом Паоло Фрезу. В отличие от обычных интерактивных мультимедийных выставок, «Магистр Джотто» — это не только познавательный процесс, это некое погружение, спектакль, в котором музыка, текст, световые эффекты, голос, музыкальная и театральная драматургия сливаются в единое целое.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Цветы, костры, паруса, мосты и много музыки: календарь летних уличных фестивалей Петербурга и окрестностей

Лето в Петербурге и окрестностях — пора жизни под открытым небом, невзирая на погоду. Музыка, танцы, спектакли, современное искусство — этим летом будет всё, и все будут там. Вместе с проектом «(От)Личный Петербург» рассказываем, куда собирать пледы и зонты (от солнца, конечно) и где будут лучшие шоу.

Статьи

>