“Вечеринка” Салли Поттер: кандидат против всех
В прокат вышла «Вечеринка» Салли Поттер. Автор «Орландо» с Тильдой Суинтон и «Человека, который плакал» сняла бронебойную камерную комедию с лучшими актерами Старого Света.
«Вечеринку» любой театр оторвал бы с руками. Это очень ладно скроенная пьеса, «Кто боится Вирджинии Вульф» образца 2017 года. Поттер — драматург экстра-класса. Главная героиня получает министерский портфель в правительстве. Поздравить её и мужа, ученого-неудачника, ради любви пожертвовавшего профессурой в Йеле, приходит пестрая компания прогрессивных граждан. Профессор гендерных исследований с беременной подружкой. Яппи на запрещенных препаратах. Строгая леди-консерватор с мужем-немецким мудрецом. Готовятся есть валованы и сыр, пить вино и поднимать тосты. Но пробка от первой же бутылки шампанского вылетает неудачно и разбивает стекло — муж-лузер считает, что это лучший момент для важного заявления, яппи потеет и ловит глюки, феминистки ругаются, немецкий философ порет чушь, его жена огрызается. Идеальное общество двадцать первого века трещит по швам.
Тут дело даже не в театральности. «Вечеринка» — самый точный портрет современного западного общества. Духа времени тут навалом. Легализованные однополые браки; модные научные теории, под которые дают гранты и зовут на конференции; хваленое британское здравомыслие, которое не мешает голосовать за выход из Евросоюза и внимательно слушать популистов. При этом сама Поттер над собой иронизирует: феминистки от кинематографа очень любят приводить её в пример как женщину-режиссера. В нашумевшей статье о том, что женщины-де лучше владеют монтажными программами, чем мужчины, о её лентах говорилось прежде всего. Так что в сюжете присутствует не только злободневность, но и самоирония.
Тут есть, конечно, опасность впасть в карикатурность. Но страховкой от этого выступают лучшие из лучших, сборная силачей европейского экрана.
Кристин Скотт Томас играет главную роль – новоиспеченного министра – нервно, на надрыве, и лишает героиню любой умозрительности. Тимоти Сполл в образе профессора-лузера дает мастер-класс по минимализму в рисунке роли. Слов почти нет, только осторожное бормотание. С места не двигается. При этом глаз не оторвать, гротеска – как в театре «Лицедеи» при минимуме выразительных средств.
Фото: thepartyfilm.co.uk
Киллиан Мерфи выступает в своём фирменном амплуа невротика и психопата, трясется, текст не произносит, а лает, скачет, блюёт, потеет. Немецкий премьер Бруно Ганц, ангел из «Неба над Берлином», обнаруживает неожиданную для актера такого ранга способность к самоиронии. По сути, копирует свою самую известную роль – из «Неба» – и в новом контексте она начинает играть очень неожиданно, смешно, гротескно. Как его ангел всех обнимал, жалел и изъяснялся цитатами из Шопенгауэра, так и мудрец-подкаблучник – только выглядит это гомерически смешно.
Есть и повод для гордости: оператором этого отточенного черно-белого зрелища выступил Алексей Родионов — советский классик, соавтор Элема Климова и Киры Муратовой, снимавший великий «Иди и смотри». В Британии он поселился давно, и с Поттер работал над прошлыми её лентами. Но здесь напоминает, кто есть кто. Вот уж где точно не ожидаешь встретить старой-доброй советской операторской школы. А она в «Вечеринке» – в полный рост. Неожиданные ракурсы, диагональные композиции, выверенная и эффектная драматургия каждого кадра. Плюс скупая, спартанская цветовая гамма.
Фото: thepartyfilm.co.uk
Поттер, актерам, Родионову тут удалось сделать невероятное: совместить краткость (длительность фильма час десять), лаконизм, скупость, подтянутость – с размахом, масштабом, амбициозностью даже. В короткий и камерный фильм всунули весь дух времени. «Вечеринка» везде — в Англии, России, Германии, Штатах — будет фильмом про здесь и сейчас. Где-то про Терезу Мэй и малохольных интеллигентов. Где-то про Собчак и слушателей «Эха». Где-то про горечь поражения и раздражение «постправды». Но всегда — про сегодняшний день. Уместить весь мир, весь дух времени в час хронометража — так умеют очень немногие. Поттер — умеет.
Иван Чувиляев
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны