
“Вечеринка” Салли Поттер: кандидат против всех

В прокат вышла «Вечеринка» Салли Поттер. Автор «Орландо» с Тильдой Суинтон и «Человека, который плакал» сняла бронебойную камерную комедию с лучшими актерами Старого Света.
«Вечеринку» любой театр оторвал бы с руками. Это очень ладно скроенная пьеса, «Кто боится Вирджинии Вульф» образца 2017 года. Поттер — драматург экстра-класса. Главная героиня получает министерский портфель в правительстве. Поздравить её и мужа, ученого-неудачника, ради любви пожертвовавшего профессурой в Йеле, приходит пестрая компания прогрессивных граждан. Профессор гендерных исследований с беременной подружкой. Яппи на запрещенных препаратах. Строгая леди-консерватор с мужем-немецким мудрецом. Готовятся есть валованы и сыр, пить вино и поднимать тосты. Но пробка от первой же бутылки шампанского вылетает неудачно и разбивает стекло — муж-лузер считает, что это лучший момент для важного заявления, яппи потеет и ловит глюки, феминистки ругаются, немецкий философ порет чушь, его жена огрызается. Идеальное общество двадцать первого века трещит по швам.
Тут дело даже не в театральности. «Вечеринка» — самый точный портрет современного западного общества. Духа времени тут навалом. Легализованные однополые браки; модные научные теории, под которые дают гранты и зовут на конференции; хваленое британское здравомыслие, которое не мешает голосовать за выход из Евросоюза и внимательно слушать популистов. При этом сама Поттер над собой иронизирует: феминистки от кинематографа очень любят приводить её в пример как женщину-режиссера. В нашумевшей статье о том, что женщины-де лучше владеют монтажными программами, чем мужчины, о её лентах говорилось прежде всего. Так что в сюжете присутствует не только злободневность, но и самоирония.
Тут есть, конечно, опасность впасть в карикатурность. Но страховкой от этого выступают лучшие из лучших, сборная силачей европейского экрана.
Кристин Скотт Томас играет главную роль – новоиспеченного министра – нервно, на надрыве, и лишает героиню любой умозрительности. Тимоти Сполл в образе профессора-лузера дает мастер-класс по минимализму в рисунке роли. Слов почти нет, только осторожное бормотание. С места не двигается. При этом глаз не оторвать, гротеска – как в театре «Лицедеи» при минимуме выразительных средств.

Фото: thepartyfilm.co.uk
Киллиан Мерфи выступает в своём фирменном амплуа невротика и психопата, трясется, текст не произносит, а лает, скачет, блюёт, потеет. Немецкий премьер Бруно Ганц, ангел из «Неба над Берлином», обнаруживает неожиданную для актера такого ранга способность к самоиронии. По сути, копирует свою самую известную роль – из «Неба» – и в новом контексте она начинает играть очень неожиданно, смешно, гротескно. Как его ангел всех обнимал, жалел и изъяснялся цитатами из Шопенгауэра, так и мудрец-подкаблучник – только выглядит это гомерически смешно.
Есть и повод для гордости: оператором этого отточенного черно-белого зрелища выступил Алексей Родионов — советский классик, соавтор Элема Климова и Киры Муратовой, снимавший великий «Иди и смотри». В Британии он поселился давно, и с Поттер работал над прошлыми её лентами. Но здесь напоминает, кто есть кто. Вот уж где точно не ожидаешь встретить старой-доброй советской операторской школы. А она в «Вечеринке» – в полный рост. Неожиданные ракурсы, диагональные композиции, выверенная и эффектная драматургия каждого кадра. Плюс скупая, спартанская цветовая гамма.

Фото: thepartyfilm.co.uk
Поттер, актерам, Родионову тут удалось сделать невероятное: совместить краткость (длительность фильма час десять), лаконизм, скупость, подтянутость – с размахом, масштабом, амбициозностью даже. В короткий и камерный фильм всунули весь дух времени. «Вечеринка» везде — в Англии, России, Германии, Штатах — будет фильмом про здесь и сейчас. Где-то про Терезу Мэй и малохольных интеллигентов. Где-то про Собчак и слушателей «Эха». Где-то про горечь поражения и раздражение «постправды». Но всегда — про сегодняшний день. Уместить весь мир, весь дух времени в час хронометража — так умеют очень немногие. Поттер — умеет.
Иван Чувиляев

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36