Звездные войны: Конец застоя

14 декабря 2017, 15:59
Версия для печати Версия для печати

В прокате — «Звездные войны: последние джедаи». Восьмая часть величайшей саги в истории кино. Космическая опера на этот раз заметно помолодела и приободрилась.

Когда в 2015 году сагу перезапускали – главное было не ударить в грязь лицом и не опорочить честное имя. Все вопросы, которые возникали к ленте — получится ли её сделать без непосредственного участия Джорджа Лукаса? Не будут ли смотреться Лея, Хан Соло и Люк Скайуокер домом ветеранов сцены на выпасе? Теперь — с выходом восьмой части — ставки заметно поднялись. Мало просто не облажаться. Нужно удивлять, впечатлять, оригинальничать.

Залогом того, что это удастся, с самого начала был выбор режиссёра, Райана Джонсона. Его имя впервые громыхнуло десять лет назад, когда на экраны вышел «Кирпич», весьма необычный мрачный детектив про подростков. У Джонсона удивительное чувство формы, он умеет тонко иронизировать, изобретателен. Продюсер Дж.Дж.Абрамс не прогадал, выдав ему карт-бланш: Джонсон тут и режиссер, и автор сценария.

 

Эти «Войны» — чуть ли не самые бойкие даже на уровне сюжета. Республика с трудом сдерживает атаки Первого Ордена и вот-вот крякнет. Королева Лея на ладан дышит (простите цинизм — всё-таки роль стала последней в карьере покойной Кэри Фишер). Хан Соло на том свете. Люк Скайуокер не желает вступать в битву со злом и медитирует на далеком острове. Но этот застой должен как-то прекратиться. И он-таки прекращается. В без малого три часа экранного времени Джонсон успевает всунуть несметное число событий: поединки, смерти героев (самых неожиданных), воскрешения (здесь есть супервозвращение, пусть и краткое), предательства мнимые и настоящие, переходы на сторону света и куда-то во тьму.

Проще сказать, чего тут нет. Ленина, наверное, и Гагарина. И то — не уверен. Есть пингвинчики, словно со студии Dreamworks, и Чубакка. Есть смешные бабки с бельем и граблями. Есть казино и высший свет, скачки. Богатство тем тоже впечатляет. Феминизм: повстанцев возглавляют дамы с харизмой завучей, и отлично возглавляют, эффективно. Экология: имеется большая сцена, в которой от злого мира наживы и чистогана спасают добрых зверюшек. Сила и умение ею пользоваться: тут вообще фильм в фильме, притча с моралью.



Фото: wdsspr.ru

Еще бодрее Джонсон расправляется с актерской составляющей «Войн». Всё, что мог Абрамс в прошлой части, «Пробуждении силы» — эстетство, затянул в ленту Макса фон Сюдова. Но надо еще объяснять, кто это: величайший из живых европейских актеров, исполнитель главной роли в «Седьмой печати» Бергмана. Джонсон тоже мог бы заманить к себе какого-нибудь Бельмондо. Но нет. Он просто вытягивает из каждого лучшее, на что тот способен. И четко знает место и возможности актеров. Энди Серкис в образе злодея Сноука создает пластикой, мимикой, голосом образ жуткой, физиологически ощутимой нечисти. Главный деликатес — Бенисио дель Торо в роли космического криминального элемента, медвежатника. Такой азарт на экране редко встречается. Дель Торо и заикается, и рожа у него кирпича просит, и прописана роль тонко, с нюансами. Это не говоря уже о дежурных звездах саги: Адам Драйвер умеет совмещать подростковую фактуру со злодейской харизмой, Дэйзи Ридли в роли юной джедайки вовсе дает большую драматургию.



Фото: wdsspr.ru

Джонсону хватает «длинного дыхания» и на то, чтобы очень изобретательно решать фильм в визуальном плане. Тут много неожиданных монтажных решений: герои, находящиеся на разных планетах, вступают в диалог, переходы от сцены к сцене решаются через крупные планы предметов: ружей, брелоков, амулетов. Есть даже своеобразный и очень неожиданный юмор. Через склейку после очередной батальной сцены — с подбитыми звездолетами и крейсерами — на экране появляется брюхо невиданной махины, из которой летит пар. Через отъезд камеры выясняется, что это попросту крупный план утюга. Шутку оценят и просто заметят немногие. Кто оценит — молодец.

Параллелить сюжет фильма и его судьбу — последнее дело и дурной вкус, конечно. Но в «Войнах» от этого не уйти. «Джедаи» — действительно, конец застоя и кризиса саги. Возможно, временный: следующую часть будет снимать снова Дж.Дж.Абрамс.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки»
 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>