В Петербурге простились с Владимиром Лениным

Лауреат «Золотой маски» увидел сон и пошел хоронить Ленина. Как на Васильевском острове творилось искусство, смотрела «Фонтанка».
В цеху пространства «Севкабель» известный режиссер Михаил Патласов показал «демо-версию» похорон Владимира Ленина – перформанс «НеПОХОРОНЕННЫЙ». Желание лауреата «Золотой маски» проститься с вождем мирового пролетариата сбудется уже через неделю — правда, в иносказательной форме: перформанс будет показан целиком и условный Ленин будет условно предан земле. Это произойдет на фестивале «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно», который пройдет 6 и 7 декабря.
Спектакль начинается «издалека» — в прямом смысле: зрителя встречают и провожают до места действия «плакальщицы» в льняных одеждах — в печальных мотивах можно расслышать обрывки фраз «из земли сырой в сырую землю», «белым лебедем»… Как позже выяснила «Фонтанка», это стилизация на темы «Курских песен» Георгия Свиридова. Плакальщицы приводят публику в зал, где на сцене лежит человек с маской Ленина на лице и в клоунских ботинках, а подле него горюет женщина в черном. Нереальности происходящему добавляет нойз из динамиков.
Собственно, Лениным оказывается сам Михаил Патласов. Более того: маска — слепок с его лица. Режиссер играет с театральным зрителем, принимающим условность происходящего. Тем более что, по словам создателя перформанса, их с Лениным черты лица схожи.
«Я хочу рассказать свой сон, который видел в 1989 году, — начинает свой художественный манифест режиссер, сняв маску и сев на краю сцены, словно на границе между миром театра и реальностью. — Я видел мутный ручей, половодье, когда весна и осень примерно в одном состоянии. По колено в мутной воде идет толпа, несут гроб. А в гробу сидит Ленин и со мной, ребенком, о чем-то разговаривает. Детский мозг не мог вместить сложность всей его мысли, и потом я очень жалел, что не мог восстановить в памяти, о чем он говорил».
Реальность становится чуть ближе: сон, как признался позже Патласов «Фонтанке», он действительно видел и решил вплести в ткань своего произведения. Но художественный образ, домысел, идет бок о бок — и в этом прелесть современного театра.
«Недавно художник Александр Лузанов попросил меня сделать с моего лица слепок, потому что ему показалось, что я похож на Ленина, — продолжает Патласов. — Я сначала был против, но потом отдался процессу. Тогда я понял, что вопрос похорон Ленина нуждается в пересмотре. Мы, художники, должны его похоронить. И я готов стать человеком, который выполнит режиссерскую работу по похоронам нашего вождя, который жил 100 лет тому назад. Я понял, что тогда, во сне, он просил меня, чтобы я его похоронил».
Художественное высказывание режиссера имеет под собой реальные доводы. По мнению Патласова, похороны Ленина — это поступок, необходимый для того, чтобы ликвидировать поляризацию в обществе и запустить процесс демифологизации становления советской власти в народном сознании.
Видео: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"
Фестиваль «Untouchable Art/Искусство неприкосновенно» пройдет на территории порта «Севкабель» 6-7 декабря и займет 33 часа. Он будет состоять из перформансов, акций, медиа-инсталляций, театральных постановок, читок пьес, ночи электронной музыки и видеоарта. В рамках фестиваля пройдут последние показы спектакля Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ», посвященного судьбам бездомных людей. Режиссер рассказал, что этот социальный проект уже помог некоторым из его участников. В частности, талантливый бездомный экскурсовод Вячеслав Раснер стал популярным и обрел свой дом. А еще один участник спектакля — Яков Яблочник, ставший жертвой насилия в детском доме, должен получить жилье в первом квартале следующего года, а в отношении подозреваемых ведутся следственные действия.
Среди других событий фестиваля — премьера пьесы Максима Курочкина «неФОРМАТЫ»: актеры Максим Фомин, Ольга Белинская, Петр Семак и Дарья Степанова прочтут истории людей, переживших онкологические заболевания. А художник Владимир Абих откроет виртуальную выставку «НеРЕАЛЬНОЕ», созданную с использованием технологий виртуальной реальности.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36