Танец дервишей и песни суфиев: коллекция Кунсткамеры «оживает»

21 ноября 2017, 17:54
Версия для печати Версия для печати

До 26 ноября в Петербурге можно посмотреть суфийские кружения, объявленные ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия, послушать музыку Афганистана и Коморских островов и посмотреть фотографии дервишей из собрания Кунсткамеры.

Dairafest — фестиваль для Петербурга во многом уникальный. Познакомиться с суфийской культурой с позиции историка и искусствоведа в городе больше негде. Суфийские кружения практикуются в отдельных религиозных объединениях, но это не театральное представление, а духовная практика в исламе, и потому посторонних на нее не приглашают.

Возможность увидеть суфийские кружения своими глазами и услышать песни суфиев в Петербурге предоставилась гостям Кунсткамеры в день открытия фестиваля Dairafest, который проводится впервые. Руководство музея даже с восторгом констатировало, что коллекция музея впервые «оживает»: ведь до этого он обладал богатыми коллекциями, но традиций «живых» концертов в этом строгом сугубо научном институте не было заведено.

Знаменитые кружения, многократно растиражированные в изобразительном искусстве, — кульминация ритуала сама' (с арабского – «слушание») – символизирует мистическое странствие на пути вознесения в небо и возвращение назад.

С точки зрения искусства танца – это интересное зрелище, недаром в популярном у россиян Стамбуле это обязательный пункт программы для любого туриста. Когда десятки медитирующих мужчин, одетых в специальные костюмы с длинными юбками и войлочными колпаками, плавно вращаются вокруг своей оси – подобно фигуркам балерин из винтажных музыкальных шкатулок – это завораживает.

«Ареал распространения суфизма — гигантский, это весь исламский мир, – рассказывает заместитель директора Музея антропологии и этнографии, доктор исторических наук Ефим Резван. – Ислам распространялся с помощью суфизма. Самый пик суфизма — это с XIII по XVI век, но вообще считается, что первые суфии были едва ли не современниками Пророка, то есть жили в VII веке. Такие проповедники приходили куда-то и опирались на свою культуру, на местную, впитывая местные обычаи и традиции. Поэтому суфизм — это национальный ислам, и он очень разный. Если вы посмотрите на суфиев в Восточной Африке и в Турции — они будут абсолютно разными. Но и те, и другие, будут и дервишами, и суфиями, и будут читать одни тексты».

Подробнее о суфиях и дервишах (монахах в суфизме) можно узнать на фотовыставке в Кунсткамере «Дервиши: образ и слово»,- подлинные, не постановочные снимки конца XIX- начала ХХ века, сделанные в Персии и Турции, сохранили облик этих людей до наступления эры глобализации. А стихи и проза — то, какое впечатление они производили на современников.

Образы, которые запечатлены на снимках из коллекции Музея антропологии и этнографии, действительно необычны — начиная с пронзительных взглядов и кончая деталями гардероба и, говоря современным языком, аксессуарами.

Дервиш. Персия, начало ХХ века. Автор Севрюгин А. В. Собиратель Ромаскевич А. А. МАЭ РАН № 2471-86
Дервиш. Персия, начало ХХ века. Автор Севрюгин А. В. Собиратель Ромаскевич А. А. МАЭ РАН № 2471-86

Фото: предоставлено организаторами

«Суфийская атрибутика очень интересна, – обратил внимание «Фонтанки» на детали фотоснимков Ефим Резван. – В руках у дервиша — кашкуль, в который собираются подаяния. Кашкули бывают разные, они могут быть сделаны из кожуры кокосового ореха или, например, из бронзы — среди них встречаются выдающиеся произведения искусства. На плече у дервиша можно увидеть меч рыбы-пилы. Это ритуальный меч, он применялся, скорее всего, для лечебных целей: например, его положат на голову — и пройдет мигрень. Все эти предметы есть в музее. И мы очень надеемся, что через три года выйдет большой красивый том, посвященный нашим суфийским коллекциям, где подробно будет растолковано, что это такое, для чего используется. Причем, показывать будем современными способами».

Современные технологии Кунсткамера поставила себе на службу и на этой выставке: скачав бесплатную программу в свой смартфон, посетители выставки могут с помощью дополненной реальности увидеть в выставочном зале фигуру танцующего дервиша.
При смене директора Кунсткамера объявила о масштабном обновлении. После тотальной реэкспозиции, которая займет около пяти лет, посетителям станет доступно больше предметов, и подавать их станут в более современной форме. И выставка «Дервиши: образ и слово» – шаг на пути к этому «оживлению».

Что касается других мероприятий фестиваля, возможность посмотреть танец дервишей еще будет у всех желающих: концерты проходят в творческом пространстве «Пальма», в концертном зале «Колизей» и в Культурном центре Михаила Шемякина, где намечены даже мастер-классы по суфийским вращениям. Кроме того, публика услышит пение Nawal – певицы родом с Коморских островов (расположены между Мадагаскаром и Африканским континентом), выросшей в семье суфиев и сохранившей их музыкальную культуру — несмотря на то, что сейчас она живет во Франции. Еще один зарубежный гость фестиваля — ансамбль из Афганистана Ahmad Sham Sufi Qawwali.

Фестиваль проходит до 26 ноября.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>