Михаил Пиотровский: «Мы боремся с дискредитацией и унижением в сфере культуры»

17 ноября 2017, 21:41
Версия для печати Версия для печати

На интеллектуальном марафоне в Эрмитаже выяснили, кто дискредитирует культуру и с кем музейщики должны объединяться, чтобы этому противостоять.

Накануне культурного форума Союз музеев России переизбрал Михаила Пиотровского своим президентом. На том же заседании была принята декларация с оптимистичным названием «Музей будущего». В ходе интеллектуального марафона директор Эрмитажа в присутствии ведущих музейщиков Петербурга и страны обнародовал тезисы, с которыми Союз музеев России намерен обратиться к президенту, в правительство страны и Госдуму.

Одним из главных пунктов в речи Пиотровского было объединение усилий с театральными деятелями: директор Эрмитажа, пожалуй, впервые акцентировал внимание на том, что музеи и театры будут вместе бороться против дискредитации в сферы культуры. А еще — музеи поддержат инициативу Союза театральных деятелей как можно скорее разработать новое законодательство о культуре на базе Основ государственной культурной политики.

«Мы в полном согласии с нашими коллегами в театральной сфере боремся с беспрецедентной дискредитацией в сфере культуры, дискредитацией и унижением. Причем это не политика, это общее настроение публики: не то выставляют, много из себя воображают, считают, что им все можно, подворовывают, непонятно, на каких языках говорят и тому подобное», – обрисовал ситуацию Пиотровский.

«Мир, в котором мы живем, характеризуется триадой: всеобщее недоверие друг к другу, атмосфера злости и абсолютно неадекватная реакция, – заявил он. – Что касается недоверия – понятно: всех проверяют, и презумпции невиновности больше нет: мы не верим никому – ни проверяющим, ни тем, кого проверяем. Что касается злости – в сфере, в которой мы работаем, она проявляется в войнах памяти: кто лучше, кто правильнее, кто неправильнее. Задача музея – превращать войны памяти в диалог культур, что мы и делаем. А что касается неадекватности — она является следствием невнимания к тому, что мы говорим».

«В дискуссии включаются люди, которые не интересуются искусством, может быть, не ходят в музеи, а просто воспринимают события, происходящие внутри, как часть социальных картин, – заметил Павел Пригара, директор Центрального выставочного зала «Манеж».

Одним из ярких примеров тому, по его мнению, явилась ситуация вокруг выставки Яна Фабра, когда негативные комментарии поступали от людей, не сильно интересующихся искусством.

«Это на самом деле удивительно: как получается, что в стране с таким культурным потенциалом, стране тотальной образованности (я много езжу по миру, и, поверьте мне, далеко не везде люди получают такое образование, как в нашей стране, и в мире вообще очень мало стран, где всеобщее среднее образование гарантируется государством) мы бьемся на поле культуры, которое должно нас на самом деле всех объединять?» – задумалась директор фонда «Про Арте» Елена Коловская.

Ложку дегтя добавил заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, рассудив, что солидарность необходимо начать вырабатывать «с себя». То есть внутри самого музейного сообщества, в настоящее время склонного критиковать своих коллег — а это льет мельницу на воду противников. «Если нет поддержки самой музейной общественности — чего ждать ее со стороны?» – заметил он.

Впрочем, что уже объединяет не только музеи, но и различные культурные организации в целом — так это отношение к вопросу о статусе культуры: тема о том, что она должна быть выведена из сферы социальных услуг звучит рефреном на разных дискуссиях — так было и на интеллектуальном марафоне.

«Это наше требование: вся сфера культуры должна быть выведена из сферы социальных услуг, – подчеркнул Пиотровский. – Культура – не услуга, а благо, и законы к ней должны применяться другие. Все законы, от которых мы сейчас страдаем, порождены как раз нынешним представлением о культуре».

В развитие своей мысли, директор Эрмитажа говорил о необходимости зафиксировать законодательно целостность и неприкосновенность музейного фонда, а также то, что изъятие предмета из фонда может производиться только в случае неустранимой угрозы его сохранности (как тут не вспомнить ситуацию вокруг передачи Минкультом иконы Торопецкой богоматери из собрания Русского музея Научно-реставрационному центру имени Грабаря).

При этом он посетовал, что оппоненты вновь в своих речах стали говорить о музеях как о складах, запасниках, заполненных вещами, якобы лежащими без дела, – а не как о большом организме, у которого должны появляться открытые фонды и филиалы.

«Раздать, продать, передать — это мы уже проходили, и все в этой истории уже знаем», – отметил он.

«Власть не является источником культуры, – гласит одно из положений декларации «Музей будущего». – Мера ее воздействия на культурные процессы ограничена формированием благоприятной для культурного развития политической, законодательной и экономической среды».

Одновременно с этим Пиотровский заметил, что в стране есть тенденция к разгосударствлению сферы культуры, что, по его мнению, является «важной проблемой»: «Мощное усиление бюрократии и попыток диктовать каждую мелочь приводит к тому, что психологически возникает ощущение, мол, ну его к черту, это государство, лучше жить без него, работать без него. Но за этим открываются другие западни и капканы, в расчете на которые усиление бюрократии, возможно, и происходило».

Раскрывать этот тезис директор главного петербургского музея не стал, но можно предположить, что имелось в виду: только государственная поддержка может обеспечить музеям стабильное финансовое положение и гарантию сохранения фондов.

По словам Пиотровского, новый документ определит стратегию развития музеев на ближайшие двадцать лет.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

 

 

Куда пойти 29 — 31 марта: MELANCHOLIA в KGallery, ода хлебу в танце и пластилиновые солдатики

В последние выходные марта поддержку и положительные эмоции можно получить на первом проекте из серии событий Context. Diana Vishneva или на ностальгическом фестивале «Брат-2: Живой Soundtrack». В Фонтанном Доме проходит встреча с первым директором музея Анны Ахматовой, а в театрах говорят о любви.

Статьи

>