Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/5617

09 ноября 2017, 17:10

Категория: кино

«Убийство в Восточном экспрессе»: Идеальное выступление


Фото: кадр из фильма

 В прокате – «Убийство в Восточном экспрессе». Идеальный детектив Агаты Кристи, экранизированный идеальной командой кинематографистов, который в результате обрел совершенно неожиданные свойства.

Достаточно беглого взгляда на титры, чтобы помчаться смотреть «Экспресс» прямо сейчас. Мало того, что детективы Агаты Кристи – такой материал, который плохо перенести на экран просто невозможно. Так еще экранизацией его здесь занимается dream team англоязычного кино. Сколько было экранизаций – одна другой краше. Сколько было Пуаро – от Питера Устинова до Альфреда Молины. Но эта изначально планировалась как самая большая и масштабная. Режиссер и исполнитель роли Пуаро – великий британский лицедей Кеннет Брана. Продюсер – автор «Бегущего по лезвию», живой бог масскульта Ридли Скотт. Оператор – эстет Харис Замбарлукос. В ролях, помимо Брана – Мишель Пфайфер, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Джонни Депп. Отечественным зрителям тоже не придется скучать – тут снялся еще и балетный премьер Сергей Полунин.

Даже сценарист тут – звезда. Майкл Грин, создатель недавнего сериала-хита «Американские боги», сочинитель новейших «Чужого» и «Бегущего по лезвию». Всё, что от него требовалось – разложить на сцены и без того очень сценичный роман Кристи. Этот диалог – в купе, этот – в тамбуре, а тут все собираются и галдят в вагоне-ресторане. Ну, и реплики раскидать. Но он исхитряется, как может. Переставляет эпизоды местами, меняет фразы и даже имена действующих лиц. В итоге, расставляет акценты по-новому: вместо триумфа «серых клеточек» Пуаро, «Экспресс» у него становится гимном состраданию. Есть случаи, когда закон человеческий важнее юриспруденции и уголовного кодекса. 

 Брана вообще поступает тут благородно. В этом «Экспрессе» главный герой – не бельгийский сыщик с большими усами. На первом плане – пассажиры со своими нервами, переживаниями и мотивами. Брановский Пуаро на их фоне – обслуга, карикатура среди живых. Каждый играет здесь большую, серьезную, а главное, необычную для себя роль. Деппу достается партия злодея Рэтчетта, короткая и выразительная, всего на пару эпизодов, которые он с блеском вытягивает с помощью эффектных жестов, изуродованной шрамами физиономии и роскошных нарядов. Жгучая Пенелопа Крус выступает в скупой и минималистичной роли миссионерки, всё что-то бормочущей про грехи и благочестивость – тем мощнее звучит с экрана каждая реплика. Уиллем Дефо вспоминает уроки совместной работы с Триером – и красуется в роли полицейского под прикрытием, играет с немецким акцентом. Мишель Пфайфер получает вовсе лучшую в своей и без того могучей фильмографии работу, её невротичная миссис Хаббард – действительно мощная. Джуди Денч единственная, кажется, играет то же, что всегда – чопорную даму-аристократку, русскую княгиню Драгомирову с собачками, стальным взором и гвардейской выправкой.

И всё это – на крупных планах, с аккуратным подчеркиванием всех выразительных средств. Чтобы каждая морщинка Денч срабатывала на образ графини. Чтобы каждая жила на шее Пфайфер формировала роль психопатки. Чтобы щербатые зубы Дефо добавляли краски в облик бойкого полисмена. Но оператор Харис Замбарлукос – не господин оформитель. У него за плечами большой опыт работы с блокбастерами, он знает толк в сильных эффектах. Брана и ему не мешает – предоставляет полный карт-бланш. И Замбарлукос строит «Убийство» эстетски, до неприличия красиво. Вытягивает из сюжета, развивающегося в замкнутом пространстве поезда, максимум. Снимает одним планом проходы по коридорам. Выбирает неожиданные точки съемки – большая часть сцен в купе, например, показана сверху. Играет с источниками света – мелькающими огнями, сияющим снегом. В диалоговые сцены вставляет зеркала: превращает их в такие сильнодействующие визуальные головоломки. Иногда вовсе поддаёт почти гринуэевщины: развязку размещает в темном железнодорожном тоннеле, где за столом сидят все персонажи. Эти красивости сюжету Кристи не вредят – его ничто не может испортить. До фильма Брана-Скотта казалось, что и открыть новые смыслы в нем тоже – нереально. Оказалось, ничего неподвластного настоящим профессионалам нету. Захотели – и детектив Кристи заиграл новыми красками. Превратился в психологический роман с богатой галереей персонажей.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»