«Гарик Сукачев будет Блоком, а я - Маяковским»

18 октября 2017, 23:04
Версия для печати Версия для печати

Мультижанровый проект «Прошу слова! Год 1917», который можно обнаружить в афишах Большого зала Филармонии 11 и 12 ноября и который приурочен к 100-летию революции — это весьма нестандартная и при этом интригующая театральная история. Относиться к ней именно так побуждают подробности, которые сегодня на пресс-конференции раскрыл главный участник этого проекта, его сценарист и режиссер Вениамин Смехов.

Начать с того, что вряд ли можно найти более подходящую персону в сегодняшнем российском театре для серьезного и вместе с тем живого, непредвзятого и остроумного разговора на эту нелегкую и до сих пор не осмысленную «датскую» (так в театральном мире именуют спектакли, связанные с громкими датами) тему. Поскольку Вениамин Смехов — это не только граф де ля Фер и благородный Атос, но еще и ведущий артист Театра на Таганке Юрия Любимова, единственного политического театра в СССР. В том театре Смехов был еще и соавтором Любимова по драматургическим композициям (в частности, спектакля «Послушайте!» – посыл этого заголовка очевидно рифмуется с нынешним «Прошу слова!»). Он репетировал в спектаклях, которые были доведены до премьеры и запрещены к показу – «Самоубийце» Эрдмана, «Живом» по Борису Можаеву, «Берегите ваши лица» по Вознесенскому и многих других: по его словам, «Таганкой» занималось восемь представителей официальных структур. Ему случалось делать личный нелегкий этический выбор — в 1985 году он покинул «Таганку» вместе с Леонидом Филатовым и Виталием Шаповаловым, после того, как Любимов был лишен гражданства. А кроме того, Смехов — один из очень немногих артистов сегодняшней «Таганки», который поддержал так называемую «группу юбилейного года» – команду молодых театральных профессионалов, которым было доверено творческое руководство театром в год его 50-летия: Смехов не просто лояльно отнесся к идеям ребят, которую в труппе в целом встретили враждебно, а принял участие в спектакле по документальной пьесе, посвященной непростой внутренней истории любимовского театра. Что отдельно важно, Смехов в свои 77 остается в профессиональном строю и не отказывается от экспериментов: например, играет Пастернака в Гоголь-центре в спектакле Максима Диденко. Словом, Смехов – это человек, которого хочется послушать, потому что ему веришь, и еще потому, что ему есть, что сказать по теме.

Представлять проект Смехов грамотно начал с подробностей, которые удивили лично его. В частности, возраст писателей, поэтов, политических деятелей, известных исторических личностей на момент революции, который он вычислил и написал в скобках рядом с каждой из фамилий действующих лиц. К примеру, Маяковскому в 1917 году было 24 года, Блоку — 37, Ленину — 47, Цветаевой — 25, Мандельштаму — 26, Нестору Махно (он же батько Махно) — 29, Горькому — 49, отцу Сергию Булгакову — 46. Самыми молодыми в списке тех, чьи тексты прозвучат со сцены Филармонии, оказались Набоков (18 лет) и упоминавшийся уже драматург Николай Эрдман (17 лет). А самым возрастным — первый российский нобелевский лауреат, учений-физиолог Иван Павлов — Смехов привел изумительную цитату из его записок: «Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И потому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: «Чёрт с ними! Пусть расстреляют. Все равно, жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство».

Еще Смехова удивила характеристика Ленина, данная ему Пастернаком: «Он был как выпад на рапире». И на юношеский идеализм не спишешь — вполне взрослый человек: поэту в момент революции было 27 лет.

Вообще, на вопросы журналистов Смехов частенько отвечал цитатами. К примеру, на вопрос о том, на чьей он стороне — «красных» или «белых», – вспомнил великого русского поэта Игоря Северянина: «Идеи вздорные, мечты напрасные, //Что в "их" теориях – путь к Божеству? //Сегодня "белые", а завтра "красные" -//Они бесцветные по существу».

Причем, цитаты малоизвестные соединялись его ответах с текстами вроде бы затверженными наизусть, но спикер помещал их в совершенно неожиданный контекст. Скажем, едва ли не самое знаменитое из высказываний классиков о революции – блоковское
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революции!» – Смехов напомнил, чтобы объяснить, почему для представления «Прошу слова!» была выбрана сцена Филармонии. Это и была его цель при написании инсценировки — передать «музыку революции», именно как чистую субстанцию, свободную от назидательности и тенденциозности. Более того, со сцены вообще не прозвучит ни одного свежесочиненного слова — только документы эпохи: от Ленина до патриарха Тихона, от Гиппиус до Пастернака, от хроники до народного фольклора. А вот свежая музыка как раз будет — от композитора Вячеслава Ганелина.

В свою очередь, директор Филармонии Илья Черкасов уверил собравшихся, что это первый в его практике случай, когда он в ответ на предложение продюсера Екатерины Галановой поучаствовать в проекте, не потребовал сценария. Имени главного участника проекта оказалось достаточно. «Я предпочел, чтобы эта история осталась для меня сюрпризом, и с нетерпением жду премьеры», – сказал господин директор.

Некоторые сюрпризы — прежде всего, касательно участников постановки и распределения ролей – Смехов все же раскрыл. Кроме присутствовавшего на встрече с журналистами артиста Евгения Дятлова, который поднял важную тему ценности отдельной человеческой жизни, которая в моменты революций падает практически до нуля, на сцену в композиции Вениамина Смехова и с ним во главе выйдут: Гарик Сукачев, Дарья Мороз, артисты Театра на Таганке и, по словам Смехова, любимцы Юрия Любимова, Дмитрий Высоцкий и Мария Матвеева. Что касается распределения ролей, то они останутся интригой. Кроме двух. На одной из репетиций Гарик Сукачев вдруг спросил Смехова-режиссера: «А можно я буду интеллигентным человеком?» – в противоположность привычному образу отвязного хулигана. В итоге Смехов поручил ему Блока, а на себя взял Маяковского — видимо, в память о своей театральной молодости и о знаменитом спектакле «Послушайте!». Он даже с журналистами не удержался. «Послушайте! – заговорил вдруг совершенно особенно, как запел. – Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?..»

«А если есть среди вас несчастные, навсегда сраженные «Тремя мушкетерами», – добавил Смехов, проявивший себя на пресс-встрече еще и как выдающийся пиарщик, – то Сукачев — это Д`Артаньян, Высоцкий — Арамис, Дятлов — Портос, Мария Матвеева — миледи, а Даша Мороз — абсолютная Констанция. Про свою скромную роль я, с вашего позволения, умолчу».

...Заместитель председателя комитета по культуре Федор Болтин подчеркнул, что проект «Прошу слова» – инициатива продюсера Екатерины Галановой, которую ведомство с интересом поддержало. «Фонтанка» спросила Екатерину, в чем для нее современность этого безусловно важного с исторической точки зрения проекта.

- Прежде всего, это действительно часть нашей истории, а чтобы понять настоящее, надо исследовать прошлое. В тот период мнения по поводу происходящего разделились не на два лагеря, а на тысячу. У каждого была своя правда. Причем, многие мнения менялись в процессе развития событий. Моя продюсерская идея — а я в самом деле не вмешивалась в творческий процесс, – состояла в том, чтобы посмотреть на события с разных ракурсов, услышать голоса многих из тех, кто жили и творили в то время. Вот эту идею я и озвучила Вениамину Борисовичу. Я прекрасно понимала, что сценарий, который я получу, будет результатом колоссальной работы, что он будет глубоким, серьезным, сильным до слез, до мурашек, но я не готова была к тому, что он будет и смешным, и забавным, и эксцентричным, и неожиданным, и будет вызывать весь спектр эмоций — от стремления погрузиться в философские размышления до гомерического хохота. И при этом он очень тонкий. Я особо хочу подчеркнуть, что у Вениамина Борисовича нет никаких шор, никаких клише — о чем, кстати, свидетельствует тот факт, что Сукачев играет Блока, а он сам — Маяковского, мне казалось, что должно быть наоборот. Но вот в то, что касается распределения ролей, я не лезу совершенно и готова повторить за Черкасовым: «Пусть это для меня останется сюрпризом». Мне же важно, чтобы люди в игровой, легкой форме получили информацию, которая активировала бы мозговую деятельность. Я далека от того, чтобы быть диктаторски нетолерантной. Поэтому для меня принципиально важно, что информация эта подается неназидательно, нелинейно и она многогранна, неоднозначна. Я убеждена, что каждый из нас — творец своего будущего. Поэтому каждый должен сам сделать выбор. И от нашего выбора и наших поступков многое зависит — не только в ближнем круге, но и в дальнем. Это как эффект бабочки, в который я верю.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>