«Железный человек 3»: Костюмная драма

Хитроумные новомодные гаджеты, фантастические технические диковинки, способные к саморегенерации живые организмы, автономные летающие костюмы-роботы, гигантские подвижные объемные голограммы – все это собрано в «Железном человеке», и все это – либо знаки уже свершившейся технической революции, либо – предвестия грядущей. Есть и еще один знак, не столь явный, но довольно любопытный: в казалось бы решенном споре между живыми актерами и компьютерными спецэффектами у проигравшей стороны возникли непредвиденные аргументы. Великий оракул современности – бокс-офис – изрек, что компьютерное «железо» – это хорошо, но неплохо к тому же, чтобы был, как говорится, человек хороший.

Кастинг, состоящий преимущественно из апгрейденных моделей обоих полов уже не приносит продюсерам полного финансового счастья. Иногда нужны и настоящие актеры. Даже в «Трансформерах» появляются Джон Малкович, Джон Туртурро и Фрэнсис Макдорманд, а в третьем «Железном человеке» Роберт Дауни-младший большую часть времени оказывается лишен своей цельнометаллической оболочки. Собственно, взаимоотношения супергероя со своим супергеройским костюмом и составляют сверхсюжет фильма – традиционный комиксовый конфликт Маски и Персоны.



Фото: Пресс-служба WDSSPR

Тони Старк всячески процветает, наслаждаясь выстраданной семейной идиллией с мисс Потс (Гвинет Пэлтроу), увлеченно собирает «железное человечество», часами пропадает в своей лаборатории, обучая новый костюм надеваться на хозяина по частям, на расстоянии и в движении, и всех забот у миллиардера-эксцентрика – это подарить любимой женщине циклопического Пасхального кролика с настолько выдающимся бюстом, чтобы любимая женщина наверняка вышла из себя. Она смешная, когда сердится. Однако не все ладно в империи Старка – и новый железный костюм пока туповато реагирует на приказы, бестолково носясь за хозяином, как преданная дворняга, да и у самого Тони нервы пошаливают: «Это после Нью-Йорка» - прозрачно намекает герой на события фильма «Мстители». Мир спас, но осадочек – в виде приступов панической атаки – остался.



Фото: Пресс-служба WDSSPR

Третий «Железный человек» многозначительно напирает на «глубокую внутреннюю уязвимость» героя - причем, что любопытно, уже не имея сценарной возможности ходить с козырей, используя в качестве оправданий смертельную болезнь или фрейдистские комплексы сурового отцовского воспитания. С этим разобрались в предыдущих двух фильмах франшизы. Теперь Роберт Дауни-младший страдает просто потому, что это – нормально. Работа у супергероя тяжелая, стрессы сплошные – вот и задыхается. Бессонница опять же. Дело житейское.

К тому же у прогрессивного человечества появился новый повод для массовой панической атаки: злодей по кличке Мандарин терроризирует Америку, устраивая безнаказанные масштабные взрывы. Но этого ему мало – он еще и покушается на святая святых - национальное телевещание, и, вторгнувшись в дома простых американцев посреди невинной рекламы, грозит Штатам страшными карами, попутно жестоко издеваясь над самим президентом. Мандарин до жути спокоен и неуязвим в своей непроницаемой восточной наглости – как может быть непроницаем великий Бен Кингсли, даже с длинной бородой и замысловатым китайским хвостиком. («Китайский след» в «Железном человеке» - результат эффективного менеджмента: картина заявлена как совместная американо-китайская продукция – при минимальном участии второй стороны это избавляет китайских прокатчиков от квот на иностранные фильмы.)



Фото: Пресс-служба WDSSPR

Участие Бена Кингсли в экранизации комикса сродни давнему появлению Алека Гиннеса в роли Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах» - сэр Алек, как известно, молил о смерти (своего персонажа, разумеется), будучи не в силах играть долго этот вздор. Но времена изменились – и сэр Бен, кажется, всего лишь от души забавляется. Для уточнения образа зла в фильме присутствуют гении «лженауки» - генетики Ребекка Холл и Гай Пирс. Помимо биологических научных разработок и рассуждений на тему ответственности ученого, они также заняты исследованием механизма депривации.

Тони Старку хватает собственных психологических проблем. Он разгневан террористическими атаками и жаждет мести за раненного друга, лежащего в коме (комический герой Джона Фавро на больничной койке неотрывно смотрит «Аббатство Даунтон»: комиксы – это уже слишком «олдскульно», мода на британские ретро-сериалы куда свежее, вот они и цапаются). В состоянии аффекта Тони Старк допускает роковой промах, сообщая Мандарину – о, ужас! - свой домашний адрес. Только этого и недоставало мировому злу, чтобы организовать уничтожение супергероя, устроив масштабную вертолетную атаку на его жилище. Несколько минут в рапиде – и дом срыт до основания, железные костюмы разлетелись, лаборатория уничтожена, а Пеппер Потс висит в воздухе, в полете примеряя супергеройские латы. Сам же Тони Старк выплюнут из обесточенного железного костюма прямо в сугробы американской глубинки. Оттуда-то, одинокий и безоружный, он и начинает свой частный крестовый поход.

Роберт Дауни-младший, тянущий за собой «железного человека» по снежку (то ли как досадную ношу, от которой не избавиться, то ли как раненного товарища) – пожалуй, самый сильный образ фильма. Панические атаки приходится позабыть – потому что в роли напарника и, по совместительству, психоаналитика у Старка появляется большеглазый местный мальчуган, и рядом с ним легче сдохнуть, чем ответить на все «а почему?» - и уже не до паники. К тому же, отрекомендовавшись мальчишке Механиком, герой вспоминает, что и впрямь может что-нибудь изобрести эдакое, механическое, пусть и в лесной глуши. Новое вооружение супергерой собирает из подручных средств, купленных в ближайшем хозяйственном, и пластмассовых детских часиков. Для начала атаки на Мандарина достаточно – и о более впечатляющей рекламе профессии инженера-механика невозможно мечтать. Разоблаченному и освобожденному от железной маски Дауни-младшему удается даже чуток поиграть – нескольких минут вполне хватает, чтобы оценить актерский масштаб и пожалеть об отсутствии более достойных его таланта задач, нежели спасение мира и зарабатывание 50 миллионов долларов. Но в конце концов, как говорят в фильме, «после того как с неба свалился этот ваш Тор, утонченность больше никого не впечатляет».

Лилия Шитенбург, специально для «Фонтанки.ру»

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>