“Аритмия” Бориса Хлебникова: Дыра в твоём сердце

12 октября 2017, 18:11
Версия для печати Версия для печати

На экранах – «Аритмия», новый фильм Бориса Хлебникова, неожиданно ставший хитом. Ни одна лента отечественного производства не встречала у сообщества и у публики настолько нежного приема. Кажется, всё дело в том, что зритель истосковался по человеческому теплу и простым историям.

У Бориса Хлебникова в русском кино – репутация хорошего человека. Насколько Звягинцев мизантроп, настолько же Хлебников – человеколюб. Его фильмы – от совместного с Алексеем Попогребским «Коктебеля» до телевизионных работ вроде «Озабоченных» – создавали эффект общения со старым приятелем. Он может говорить глупости, нажраться и вести себя как свинтус, устроить погром, но ты всё ему простишь: дружба дело такое.

Это же качество Хлебникову не позволяло выйти за рамки сугубо своей, приятельской аудитории. Фестивали ему рады – но только как родному лицу в толпе. Хлебникова и самого этот факт явно достал – и прошлый свой фильм, «Долгую счастливую жизнь», он снял, надев маску социального критика и прикинувшись Звягинцевым. Живописал тяжелый быт русской глубинки, выводил Александра Яценко в роли фермера-подвижника. Прикинуться овцой в волчьей шкуре не получилось, «Жизнь» оказалась самой слабой работой в фильмографии Хлебникова, журналистским расследованием в картинках. «Аритмия» – попытка найти нового зрителя другим путем. Который и привел к несомненному успеху.

Хлебников не метит в актуальность или социальность. Как и другой отечественный хит, «Нелюбовь», – это хроника одного развода: подробная, детальная. Вот решение принято; вот уже муж спит на матрасе, а жена в кроватке; вот уже начинают друг друга выживать с насиженного места. Подано это всё в лучших хлебниковских традициях. Персонажи изъясняются междометиями, предпочитают четким формулировкам недосказанности. Камера Алишера Хамидходжаева – его фирменный стиль – порхает по интерьерам, преследует героев, фиксирует на сверхкрупных планах их дрожащие веки, жилы, малейшие движения губ.

Простота искупается богатством фактуры. Сценарий «Аритмии» написала Наталья Мещанинова, сильный документалист, автор «Школы» Валерии Гай Германики. Со своей фирменной дотошностью она реконструирует на экране мир врачей скорой помощи. Вызовы, пациенты, профессионализмы («вызовА»), процедуры – всего этого тут столько, что мелодраму про конец любви легко принять за сериал «Доктор Хаус».

При этом по части фактуры бытовой тут всё сделано, наоборот, очень легко, без перегибов и красноречия. Ну, Ярославль, тесная «однушка» и та съемная, совмещенный санузел, свеженький евроремонт в больнице – среда обитания героев дана точно, но буквально несколькими штрихами.

Фактура провинциальной скорой помощи здесь лишена социального пафоса, никакого стремления показать «загнивающую русскую провинцию». Редкий случай: бытовое, обычное тут очень зрелищно. Роли второго плана отданы большим актерам. Иногда – неожиданным. Маленькую партию отца главной героини играет сериально-блокбастерный артист Александр Самойленко. Пациентов, обитателей хрущевок и частного сектора, играют патриарх московского театра Константин Желдин, хлебниковский любимый актер второго плана Евгений Сытый. От Звягинцева тоже далеко не уйти: роль стервы-кардиолога заполучила его «Елена» – Надежда Маркина.

Если ключевого персонажа-мужчину играет постоянный актер Хлебникова, Александр Яценко, уже получивший за нее несколько профессиональных наград, и, в частности, приз за главную мужскую роль «Кинотавра», то главная женская роль досталась неожиданной фигуре – Ирине Горбачевой, звезде инстаграма и актрисе театра Фоменко. Ловкий трюк – очевидно, что «Аритмию» все её подписчики ломанутся смотреть. Тем более, что здесь она в полный рост демонстрирует все таланты: органику, редкий дар клоунессы, отсутствие страхов и комплексов.

У Хлебникова получилось соблюсти баланс точности и выразительности. Бытовой правды и увлекательности, актерского азарта. Тут, конечно, есть ложный сентиментализм – ключевая сцена представляет собой танец Горбачёвой под песенку украинской поп-звезды и шутника Валентина Стрыкало. Есть вышибание эмоций – какая скорая помощь без отважного спасения безнадежного ребенка-пациента, без героизма и нарушения норм — предписанного новым начальником-карьеристом 20-минутного регламента на один вызов (это еще и реверанс в сторону любителей социального кино). Но в общем и целом Хлебников снимает кино для всех. Первое за долгое время. Такое, на котором тетки поплачут, врачи и пожарники не заскучают, сентиментальные натуры дадут волю чувствам, шутники найдут пару смешных хохм. Все уйдут довольными. Хлебников снял всё то же камерное и маленькое кино «для своих». Только этих «своих» стало больше – ими захотели себя почувствовать очень многие.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру» 

Интервью кинорежиссера Бориса Хлебникова "Фонтанке" читайте здесь.

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>