Что смотреть на «Послании к человеку»: выбор «Фонтанки»

14 сентября 2017, 10:00
Версия для печати Версия для печати

В пятницу на Дворцовой площади открывается «Послание к человеку». Самый значительный отечественный кинофестиваль, вроде, не испытывает никаких проблем из-за скандала вокруг имени его президента, Алексея Учителя. В этом году покажут, как обычно, всё или почти всё значительное из мира кино, появившееся за отчетный период. «Фонтанка» выбрала «пятерку сильнейших». Все показы пройдут в «Великан-парке».

«По ту сторону надежды», режиссер Аки Каурисмяки
16.09, 15.15
22.09, 19.00

 Новый – и первый за шесть лет – фильм финского гения Аки Каурисмяки стал главной сенсацией минувшего Берлинале. И получил приз за лучшую режиссуру – хотя критики ленте сулили гран-при. По сюжету это обычная для режиссера элегия с городской окраины. Главные герои – мигрант и вложивший все свои накопления в забегаловку финн. Вместе они пытаются помочь друг другу выжить и обрести надежду. Как и следует из названия. По форме – тоже классический Каурисмяки: статичные планы, неоновые джунгли Хельсинки, мрак, колоритные персонажи второго плана. Оператор – постоянный соавтор режиссера, Тимо Салминен. Актеры – тоже постоянные: певец Сакари Куосманен и «финская Чурикова» Кати Оутинен. В общем, для тех, кто с лентами Каурисмяки знаком, «Надежда» – встреча с давним другом и соратником в сентиментальной борьбе с одиночеством. Тем, кто его фильмов не видел, можно только позавидовать: они вот-вот обретут любимого режиссера на все времена.

«На следующий день», режиссер Хон Сан Су
19.09, 20.00
20.09, 15.15

 В программе «Послания» нашлось место и для новой работы азиатского классика Хон Сан Су. «На следующий день» – драма об отношениях девушки и её нового начальника. Медитативная, черно-белая, визуально отточенная созерцательная картина – почти спартанская. Тут всего несколько действующих лиц. Действие разворачивается буквально в четырех стенах. Камера не двигается с места. При этом – только диалогами и сюжетными трюками – Хон Сан Су превращает это скупое зрелище почти в блокбастер. Чем лишний раз напоминает, что кино может и должно быть разным. Не только визуальным, но и вполне литературным – почему нет.

«Молодой Годар», режиссер Мишель Хазанавичюс
20.09, 20.00
21.09, 15.15

 Несколько лет назад Мишель Хазанавичюс прогремел на весь свет незамысловатым и симпатичным «Артистом» – ностальгическим гимном немому кино и раннему Голливуду. Теперь режиссер возвращается. Как и требуют того законы логики – с иронической лентой про европейскую кинематографическую традицию. Хазанавичюс снял комедию про главное священное чудовище Старого Света – ныне здравствующего режиссера-пророка Жан-Люка Годара. Если в «Артисте» бал правила здоровая сентиментальность, то тут доминирует иная интонация. Зубодробительная сатира. Хазанавичус разоблачает мифы о прекрасных шестидесятых как золотом веке европейского кино. Показывает героев времени грубо, почти карикатурно. Годара играет красавчик Луи Гаррель – и не боится быть уродливым, нелепым, смехотворным. Сам Хазанавичус даже в трейлере убийственно пародирует манеру Годара – резкие склейки, Моцарт звучит фоном, гигантские, быстро меняющиеся титры. Хотя, судя по всему, сатирик и борец с идеалами из Хазанавичуса так себе. В «Артисте» самое ценное – обаяние. Которого карикатура лишена по своей природе.

«Напалм», режиссер Клода Ланцмана
17.09, 17.40
18.09, 18.00

 Как и положено крупнейшему в мире форуму неигрового кино («Послание» по-прежнему позиционирует себя как фестиваль неигрового, короткометражного и анимационного кино, просто теперь организаторы понятие "неигровое" трактуют расширенно: как кино про реальность), «Послание» ожидаемо заполучило себе новый фильм живого классика документалистики Клода Ланцмана. Автор главного киномонумента жертвам Холокоста, картины «Шоа», привезет на «Послание» свою новую работу, «Напалм». Хотя сюжет тут ни разу не документальный: это история любви. За которой маячат отношения культур. Главный герой, французский подданный, первым из людей Запада приезжает в Северную Корею. И встречает там молодую медсестру. С которой пытается найти общий язык. Единственное слово, которое им обоим знакомо, как раз вынесено в название. Как всегда у Ланцмана, есть буквально пара штрихов, которые этот незамысловатый анекдот превращают в еще одно в фильмографии режиссера монументальное исследование. Главный герой фильма – сам Ланцман. Он, девяностолетний патриарх мировой культуры, соратник Сартра и Камю, вспоминает события полувековой давности. Которые сейчас перед нами оживают. Очень вовремя, если учесть нынешнюю «международную обстановку».

«Без названия», режиссер Михаэль Главоггер
21.09 21.45
22.09 18.50

 В программе «Послания» покажут и новый фильм еще одного классика мировой документалистики. Увы, уже не живого. Михаэль Главоггер, титан неигрового кино, умер три года назад невероятной смертью: за несколько дней сгорел на съемках от неведомой тропической заразы. Его творческий метод – снимать постоянно, везде и всегда, а потом уже собирать из материала единое целое – обрекает потомков на напряженную архивную работу. Из неиспользованных материалов можно конструировать новые и новые ленты. «Без названия» – как раз такая попытка собрать «фильм Главоггера» уже без участия самого автора. Его соавтор Моника Вилли смонтировала ленту из материалов, отснятых режиссером за последние несколько месяцев жизни в самых разных уголках Европы и Африки.

Полную афишу фестиваля «Послание к человеку» ищите на сайте.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>