Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/5459

13 сентября 2017, 17:47

Категория: концерты

«Северная симфония» связала Петербург и Италию


Фото: Алина Циопа

«Фонтанка» побывала на выступлениях оркестра театра «Мюзик-холл» в Италии и узнала, как коллектив продвигает бренд Петербурга, налаживает связи между странами, и почему у мэра итальянского города стоит портрет Светланы Медведевой.

Когда художественный руководитель театра «Мюзик-холл» Фабио Мастранджело рассказывает итальянским коллегам, что он уехал жить и работать в Россию, они удивляются. Но «самый русский итальянец», как он сам себя называет, говорит об этом с гордостью, считая важным открывать итальянцам глаза на лучшее, что есть в России, и россиянам — на лучшее в Италии. И гастроли в небольших итальянских городах, где выступления петербуржцев становятся заметными событиями, – часть этой стратегии.

«Лирико-симфонический концерт. Оркестр «Северная симфония» театра «Мюзик-холл» из Санкт-Петербурга. Дирижер Фабио Мастранджело» – такие афиши украшают итальянский город Эсте, что в 20 километрах от Падуи. Напротив афишной тумбы — старая крепость, внутри которой – маленький Летний сад со скульптурой, которая навевает ассоциации с городом на Неве. Когда-то за Эсте сражались величайшие итальянские роды — Скалигеры, Висконти и Каррарези. Сейчас здесь 16 тысяч жителей, но достопримечательностей больше, чем в ином мегаполисе.

У входа в церковь Сан Мартино, колокольня которой соперничает с пизанской башней по углу наклона, останавливаются прохожие: изнутри доносятся звонкие голоса певцов — идет репетиция перед вечерним концертом. Вообще-то он должен был пройти под открытым небом, во внутреннем дворике другой церкви, однако из-за плохой погоды (петербургское ненастье, очевидно, приехало вместе с оркестром) его перенесли под крышу.

«Эта церковь обычно закрыта! Я в ней раньше никогда не был!» – удивляется местный житель. Это правда. Двери собора, ведущего свою историю с XI века, действительно, закрыты для горожан, но в этот раз он становится идеальной декорацией для концерта и обладает, как тут же выясняется, прекрасной акустикой. Так, благодаря петербуржцам и нежданной «петербургской» погоде в Италии, итальянцы лучше узнают и свое наследие.

Маэстро Фабио Мастранджело
Маэстро Фабио Мастранджело

Фото: Алина Циопа

Хотя о смене площадки далеко не всех успели предупредить (и в Италии это в порядке вещей), в назначенное время собирается полный зал. Концертные номера чередуются с пояснениями. В программе не только итальянская музыка — арии из опер Россини, Доницетти, Пуччини, Верди, Леонкавалло, но и русская классика — Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков... Слушатели воспринимают с интересом, но, как и в России, с особым восторгом встречают музыкальные «хиты».

Концерты классической музыки в Эсте проходят нечасто — даже не каждую неделю. И приезд петербургского коллектива и юных очаровательных солисток — Анны Викулиной и Екатерины Санниковой, компанию которым составил местный тенор Кристиан Риччи, – большое событие, удостоенное внимания первых лиц города. Кстати, именно по инициативе Кристиана Риччи и его супруги-искусствоведа, петербуржцы не только представили российскую музыкальную культуру, но и помогли местному наследию: средства, заработанные на концерте, были направлены на восстановление шедевра Джованни Баттисты Тьеполо «Святая Текла, избавляющая население города Эсте от чумы».

У «Северной симфонии» – жесткий график: уже на следующий вечер у оркестра следующий концерт, в 200 километрах от первого. Но еще накануне, в день приезда, артисты успели позволить себе маленькую шалость: так как оркестр прилетал в ближайший к Эсте аэропорт Венеции на рассвете, а из гостиницы сообщили, что так рано заселить группу не смогут, оркестр поехал гулять по Венеции.

«Все так совпало, будто мы это организовывали годами, – вспоминает Фабио Мастранджело. – Мы приехали на автобусе и, притом, что не было еще даже восьми утра, ко мне сразу подошел мужчина и предложил кораблик до площади Сан Марко за 10 евро с человека туда и обратно. Ребята были в восторге».

«Многие из них еще ни разу в жизни в Венеции не были — а это как для итальянцев первый раз побывать в Санкт-Петербурге, – приводит неожиданное сравнение дирижер. – В Италии Петербург – очень популярный город, потому что про него много показывают документального кино – о его архитектуре, истории, конкретно по истории императорской династии Романовых. Но когда приезжаешь и видишь все живьем, — гораздо больше впечатлений. Так и для этих петербургских ребят — я с гордостью следил за выражениями их лиц».

Вторым городом на пути оркестра становится оперный фестиваль «Монтекатини-Терме — Санкт-Петербург», что проходит в городе «на водах», респектабельном курорте среди тосканских холмов. Здесь тоже немного местных жителей — чуть более 20 тысяч, но зато много обеспеченных туристов, в том числе из России (у фестиваля даже есть сайт на русском языке). Первое, что ассоциируется с этим городом у человека, который внимательно читает новости, – публикации в СМИ о том, как Светлана Медведева несколько лет назад, еще будучи первой леди, сняла там для своего отдыха целую гостиницу, «переплюнув» даже тех богачей, к которым в Монтекатини привыкли. Сейчас ее портрет стоит в кабинете мэра города.

«Я видел этот портрет несколько раз, она очень полюбила этот город, и ее здесь полюбили очень сильно, – рассказывает Фабио Мастранджело. – Она очень яркая личность. Светлана Владимировна является нашей хорошей подругой, она поддерживает наши инициативы в Италии, именно потому, что имеет связи с городом Монтекатини. Когда я несколько лет назад обращался к ней через директора Фонда социальных и культурных инициатив, который она создала, мне сказали: «Да, мы будем помогать». И создали единственный фестиваль за пределами России, в названии которого есть имя города «Санкт-Петербург». Идея проекта заключается в том, что в программе звучит только итальянская и российская музыка. Что касается финансирования фестиваля с российской стороны, в этом году фонд Светланы Медведевой нам не помогает, к сожалению. Но фестиваль поддержал мой ливийский друг, который живет в Лугано, очень любит и Италию, и Россию, а также администрация Петроградского района — его логотип даже есть на программке».

Концерт проходит в старейших термах города – Terme Tettuccio, во внутреннем дворике роскошного здания, в галерее которого в дневные часы из кранов льются целебные воды, очищающие организм. Программа практически та же, но к участникам добавился баритон Габриэле Нани. И снова на концерте петербуржцев — полный зал, несмотря на то, что в эти же часы по соседству в Театре Верди дают «Тоску».

«Джузеппе Верди 20 лет каждый год подряд отдыхал в Монтекатини, – рассказывает Мастранджело. – Говорят, он дожил до такого возраста (до 87 лет. — Прим.ред.) именно потому, что отдыхал там. У него была глубочайшая депрессия, он думал, что уже стар и скоро умрет. Однако Монтакатини так вдохновил его, что он написал еще две оперы — «Отелло» и «Фальстаф». В городе сделали Аллею звезд, как в Голливуде, где можно увидеть имена знаменитостей, в нем отдыхавших: Мария Каллас, Паваротти, Леонкавалло, Пуччини, Тосканини...»

Кстати, с именем Тосканини связан еще один эпизод пребывания театра «Мюзик-холл» и его руководства в Италии в эти дни: перед заключительным концертом турне, который состоялся уже на юге Франции, в Ницце (там оркестр открывал Оперный театр после реконструкции), руководство петербургского коллектива провело деловые переговоры с театром Джильо в Лукке. Фабио Мастранджело мечтает поставить оперу Пуччини, которую сейчас в Петербурге услышать негде, – «Ласточка». И договоренность с театром Джильо, где она идет, позволит ему осуществить мечту путем обмена постановками.

В стенах Театра Джильо дирижировал сам Артуро Тосканини, проходили премьеры опер Пуччини, и в течение двух сезонов играл сам Паганини, причем даже не концертмейстером, а во вторых скрипках. И отсюда Петербург в скором времени получит первый спектакль, взамен представив здесь собственную постановку. Фабио Мастранджело сцену уже «опробовал», сыграв в пустом зале на рояле.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»