Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/5457

12 сентября 2017, 19:40

Категория: выставки

Церковь Екатерининского дворца возрождают - впервые после войны


Фото: Алина Циопа/"Фонтанка.ру"

Церковь Воскресения Христова, освященная в 1756 году — она же церковь Екатерининского дворца в Царском селе, чьи интерьеры создавали Растрелли и Стасов – провела без реставрации больше полутора веков: после войны, когда срочно восстанавливали другие интерьеры дворца, церковь была в наиболее пригодном состоянии, однако, доступ посетителей был возможен только на хоры.

Теперь время сказало свое веское слово, и реставрация потребовалась незамедлительно: декор церкви «обжили» насекомые и даже птицы, чьи гнезда нашли в плафоне (вероятно, они появились в тот послевоенный период, когда здание стояло без окон). Холст, натянутый на потолке, провис под весом 20 килограммов мусора, местами его пришлось зашивать при помощи не только иголки и нитки, но и хирургических инструментов — слишком труднодоступным было место работ. Теперь «Слава Святого Духа» с головками ангелочков кисти Андрея Беллоли снова радует глаз.

Средства на восстановление интерьеров, которые в разные годы создавали Растрелли и Стасов, — около 1 миллиарда рублей — были выделены «Газпромом» в 2015 году. Сначала за воссоздание объекта взялся скандальный «Балтстрой», но, выполнив только начальный этап работ (правда, самый долгий и дешевый, как говорят в «Царском Селе»), – установку лесов и подбор специалистов-реставраторов со всей России, – компания стала срывать сроки и с ней расстались. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова утверждает, что финансовых потерь для музея это не принесло: платили им только по факту выполненных работ. С марта 2017 года восстановлением интерьеров занимается Царскосельская янтарная мастерская.

В данный момент работы примерно на середине: завершить их планируется в декабре 2018 года. Восстанавливать будут не всё: в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, утраты будут восстанавливать только в том случае, если детали были необходимы для конструкции — а не только служили украшением.

Отсутствующие детали могут восстановить в деревянной резьбе — чтобы сразу было понятно, что это не подлинные украшения. Точно так же не будут маскировать под подлинники бра – их выполнят из мастики, а затем позолотят, и это будет заметно, потому что настоящая реставрация ведется «без грамма позолоты» (согласно контракту).

Что касается восстановления утраченной живописи — вопрос о ней будет решаться на заседании реставрационного совета 6 октября: показывать церковь без утраченных икон (а их было больше сотни, сохранилось лишь две) — будет некрасиво, и в ближайшее время специалисты решат, использовать ли современную живопись или стилизацию в историческом ключе. Один из плафонов был утрачен, второй в настоящее время восстанавливают реставраторы, коих на проекте работает порядка 70.

В ходе работ, как обычно бывает при реставрации, музейщиков ждал сюрприз: когда кто-то из мастеров уронил за панель свой мобильный телефон, там (за панелью) обнаружилось порядка 150 элементов декора — резьбы и папье-маше. Эти детали позволили восстановить в оригинале украшения царских врат. Заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева предположила, что детали были сложены туда уже в советское время: музейщики, очевидно, хотели позже вернуть их на свои места, однако потом это забылось.

Но главное, чем удивит церковь первых посетителей — это выделенный реставраторами редкий глубокий синий цвет стен, соответствующий изображениям на исторических акварелях — цвет «берлинской лазури», который заказывала еще Елизавета Петровна в 1749 году, и на фоне которого позолота смотрелась особенно выигрышно.

Справка «Фонтанки»

Дворовая церковь Воскресенья Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена в присутствии Елизаветы Петровны 30 июля 1756 года. Оформленная по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли, она дважды горела — в 1820 и 1863 годах, после чего реставрировалась.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»