Тест-драйв «ТЦ Достоевский»: Новая сцена Александринки попытается осмыслить свои гипервозможности

26 апреля 2013, 14:14
Версия для печати Версия для печати

Худрук Александринского театра Валерий Фокин, его заместитель по научной и исследовательской работе, ректор Театральной академии Александр Чепуров и Андрей Могучий, который должен был возглавить Новую сцену, но неожиданно стал худруком БДТ, так что теперь лишь готовит акцию открытия, рассказали о Новой сцене, ее возможностях, ее будущем и о том, как она откроется 15 мая. Вопросов пока оказалось больше, чем ответов.

Вопросов по определению должно было оказаться немало. Ибо новая сцена Александринки – это та форма и то содержание, о которых до сих пор в театре, не только российском, но и зарубежном, не слыхивали. В едином трехэтажном комплексе должны полноценно и одновременно заработать четыре пространства, оснащенных не просто современной аппаратурой с применением новейших технологий, но компьютерными программами, которые разрабатывались по заказу сотрудников Александринского театра - прежде всего Андрея Могучего и Александра Чепурова - специалистами ИТМО. Как все эти высокотехнологичные пространства станут функционировать и, главное, взаимодействовать, понять возможно только на практике. И сейчас идет процесс первого приближения к сданному буквально на днях объекту.

Валерий Фокин подчеркнул, что это не просто вторая сцена Александринки со своим репертуаром, а театрально-культурный центр, который должен (так во всяком случае Фокину хотелось бы) стать любимым театральной молодежью города. Но более ничего конкретного не сказал, а, предвосхищая главный вопрос, заявил журналистам: «Как будет осуществляться без Андрея Анатольевича Могучего руководство этим центром, не знаю. 30 августа, в день традиционного сбора труппы перед открытием сезона, мы программу предъявим». «Слова и техника, - сказал также Фокин, продемонстрировав совершенно адекватную оценку ситуации и менеджерскую честность, - ничего не означают. Главное – кто будет на Новой сцене работать. Нужны настоящие креативщики с мозгами». Единственное, что прозвучало вполне конкретно, - это что Фокин хотел бы продолжить сотрудничество с Могучим, которое вполне может состояться, если «Андрей Анатольевич захочет отдохнуть и пройдет пять минут по Фонтанке. Но тут должно пройти время, которое нужно Могучему, чтобы освоиться в БДТ».

Сам Могучий, взяв слово, по обыкновению внятно рассказал, что именно будет 15 мая, в день открытия Новой сцены для публики, определив событие как тестовый запуск, а саму новую сцену – как прибор, оснащенный суперсовременной аппаратурой. На всех четырех площадках – а именно, на сцене, в репетиционном зале, в учебном корпусе и в медиацентре плюс в фойе, где будет организована видеоинсталляция с задействованием интернета, произойдет нечто, объединенное общим названием «ТЦ Достоевский». «Мы имплантируем Достоевского в net-пространство, чтобы он вернулся оттуда живым и современным, свободным от того, что называется традицией в дурном смысле этого слова». Тема «дурной традиционности» - одна из тех, что давно занимают Могучего как художника, преодоление «традиций», то есть, того мертвого, что закрывает, а не обнаруживает глубины смыслов, - то, о чем Андрей в последнее время часто говорит и что определяет его художественные поиски.

Итак, 15 мая в указанных пространствах разные коллективы, выбранные Могучим будут в свойственном им стиле размышлять на темы, обозначенные Достоевским в его произведениях, и мучившие классика в процессе жизни: темой выбора займется Русский инженерный театр АХЕ, темой милосердия Skype-театр Анны Еремеевой, темой справедливости – драматург из Киева Наталья Ворожбит и режиссер из Москвы Валерия Суркова, темой наказания – «Театр текста», который составили четыре драматурга, они привлекут к процессу написания пьесы зрителя (специально для проекта создана новая компьютерная программа). Наконец, давний соавтор Могучего, композитор Александр Маноцков сочинит и покажет оперу «Пророки»: воплотят ее семь неподготовленных исполнителей, которые будут следовать указаниям (в наушниках) композитора-демиурга. Также запланированы лекции «за Достоевского» в исполнении Александра Секацого и других современных мыслителей.

Все эти акции-перформансы-инсталляции будут демонстрироваться циклично: в 15, 17, 19 часов и в 21 час. Поскольку, что очевидно, все желающие не смогут попасть на Новую сцену в день открытия, будет организовано 26 интернет-окон – так называемый, виртуальный стрим. Всякий интернет-пользователь сможет узнать, что происходит в 26 точках комплекса, выбрав интересующее его окно. Кстати, а одном из окон будет реализован отложенный во время действия лаборатории «ТПАМ-2013» проект «Народные чтения»: каждый желающий сможет подойти к микрофону и почитать on-line роман «Преступление и наказание». Собственно, именно ТПАМ (ежегодная лаборатория Театральное пространство Андрея Могучего) подготовила творческую базу для Новой сцены, и ее у Александринки никто не отнимает. Вопрос в том, насколько эта база способна функционировать без своего создателя или насколько создатель готов по-прежнему отслеживать и направлять ее поиски.

Впрочем, есть еще один источник, как выразился Валерий Фокин, «креатива с мозгами». О нем рассказал Александр Чепуров, на данный момент совмещающий работу в исследовательском отделе Александринки и пост ректора Петербургской театральной академии. Он сообщил, как будут осуществляться взаимодействие Александринки и Академии, которое существовало исторически и было разрушено лишь в советские времена. На уровне магистерских (то есть, связанных с последипломным образованием) программ будут формироваться творческие команды (из режиссеров, художников, менеджеров, технических директоров, etc.), которые и наполнят комплекс жизнью: в течение четырех семестров каждая из групп должна сознать по четыре спектакля. Качество и уровень этих произведений – тоже, как вы понимаете, вопрос.

Кроме того, Центр будет заниматься и исследовательской работой на основе медиатехнологий, разработанных применительно к театральному искусству. Подразумевается 3D-моделирование спектаклей (уже сейчас началось подобное воссоздание мейерхольдовского «Маскарада» 1917 года), реконструкция голосов актеров ушедших эпох.

Также 15 мая в тестовом режиме заработает интернет-портал Александринки «Театральная мастерская», который призван обеспечить интерактивное общение творцов и зрителей.

В финале Андрей Могучий – по сути главный заказчик всех технологических чудес, которые должны обеспечить в одном отдельно взятом комплексе нечто вроде театральной интернет-революции, произнес чрезвычайно важные слова о задачах художника, связанных с эксплуатацией разного рода новаций: «Основная проблема мне видится в том, чтобы технология не подменила искусство: театр не может и не должен, с одной стороны, погрязнуть в технологических новшествах, утратив свою самобытность, с другой – отставать от них». А вот пройти между этими Сциллой и Харибдой как раз и должны помочь традиции, но в конструктивном смысле этого слова. «Даже учитывая, что сохранение традиций вернее всего идет через отрицание, действенный анализ Станиславского и работа с характером не должны уходить из профессии, иначе бездушный интернет нас задавит», - способность к четким, исчерпывающим и концептуальным формулировкам новатора Могучего отличала всегда.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>