«Опера – всем»: четыре – ноль в пользу театра

23 июля 2017, 10:00
Версия для печати Версия для печати

На Парадном плацу Екатерининского дворца постановкой «Кармен» завершился фестиваль «Опера – всем». Прокатившийся по Петербургу за несколько часов до премьеры мощный град не напугал слушателей: тысячи человек внимали музыке стоя, сидя, лежа и даже… во сне.

Что в Царском Селе будут бесплатно исполнять оперу – было понятно еще на выходе из метро «Московская»: в автобус садились нарядные молодые пары и сосредоточенные пожилые дамы с табуретками в руках. Зазвучали типично петербургские разговоры: «А ведь на «Риголетто», я слышала, была давка!» «Так конечно, выходной же! И сегодня вот выходной, все приехали в Царское село гулять».

«Не напираем! Проход только на оперу», – пытался упорядочить толпу меломанов охранник уже на входе в Церковные ворота, ведущие на плац. Газон к тому времени по плотности заполнения стал похож на крымские пляжи: пересечь его можно было только перешагивая через десятки ног пригревшихся на непривычном летнем солнце петербуржцев.

Впрочем, гостей города было тоже немало: на громкие звуки музыки пришли китайские экскурсанты. А у ограждения, отделявшего служебную зону, туристки из Италии просили танцовщиков в костюмах тореадоров – участников спектакля – сфотографироваться с ними, пока у них оставалось еще немного времени до выхода на сцену.

«Кармен» Бизе была завершающим фестиваль «Опера – всем» спектаклем: до этого публика слушала «Руслана и Людмилу» в Петропавловской крепости, «Риголетто» на улице Зодчего Росси и «Вольного стрелка» на Елагином острове. Музыкальный руководитель фестиваля, художественный руководитель театра Мюзик-холл Фабио Мастранджело привлек к исполнению опер несколько музыкальных коллективов, в том числе иностранных. Так, в «Кармен» под его управлением и с его оркестром «Северная симфония» пел Оперный хор Ниццы. За пару дней до этого зарубежный коллектив дал концерт в Англиканской церкви на Английской набережной – в новом концертном пространстве, которое тоже развивает Мюзик-холл. Выступления были приурочены к 20-летию дружбы городов-побратимов: Ниццы и Петербурга.

Еще один зарубежный участник постановки «Кармен» — солист из Италии Франческо Пио Галассо, исполнявший партию Хозе. Публика в беседах между собой отмечала необычный и интересный тембр этого итальянского певца, как и солиста театра «Зазеркалье» Владимира Целебровского, исполнявшего партию тореадора.

Сценическое решение, сообразно условиям постановки, было минималистичным, костюмы решены по большей части в нейтральной гамме. С черно-белыми образами сотрудниц фабрики и главной героини (Юлия Герцева) и униформой солдат контрастировал золотой костюм тореадора и обязательные в этой опере красные с черным широкие юбки танцовщиц — дань условности — такая же, как тачка с головой быка, которую под смех зала катали в одной из мизансцен тореадоры, «нападая» друг на друга.

Драматическое освещение обеспечила природа: чем ближе к развязке приближался сюжет, тем темнее сгущались набежавшие тучи. В какой-то момент самые беспокойные зрители не выдержали и предпочли покинуть плац, боясь намокнуть. Но порывы ветра так и не принесли с собой дождя до самого конца спектакля.

«В этом году в соревновании «театр против погоды» – 4:0, мы ее просто разгромили, – пошутил Фабио Мастранджело, когда спектакль завершился.

Исполнение «Кармен» он в беседе с «Фонтанкой» оценил, как «огромный успех».

«Фантастический хор, великолепные солисты, Кармен — просто супер, фантастический Дон Хозе, Микаэла — Софья Некрасова, Юлия Ложевская, Александра Попандопуло — все сегодня на высоте, могут петь на любом фестивале Европы и мира, — оценил он проделанную работу. — Оркестр играл с большим вниманием, даже возникло ощущение, что мы играли в театре — потому что мы сделали всю динамику возможной: от трех «пиано» до четырех «форте» — включая то, что посредине. Это знак хорошего уровня оркестра».

Также дирижер поблагодарил публику, которая пришла в этом году на концерты фестиваля — за ее энтузиазм и готовность делиться эмоциями: «Люди приходят, несмотря на угрозу дождя, многие восхищаются, даже дарят подарки, и это для нас самое важное — ведь мы для них и делаем этот фестиваль».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>