
«Опера – всем»: четыре – ноль в пользу театра

На Парадном плацу Екатерининского дворца постановкой «Кармен» завершился фестиваль «Опера – всем». Прокатившийся по Петербургу за несколько часов до премьеры мощный град не напугал слушателей: тысячи человек внимали музыке стоя, сидя, лежа и даже… во сне.
Что в Царском Селе будут бесплатно исполнять оперу – было понятно еще на выходе из метро «Московская»: в автобус садились нарядные молодые пары и сосредоточенные пожилые дамы с табуретками в руках. Зазвучали типично петербургские разговоры: «А ведь на «Риголетто», я слышала, была давка!» «Так конечно, выходной же! И сегодня вот выходной, все приехали в Царское село гулять».
«Не напираем! Проход только на оперу», – пытался упорядочить толпу меломанов охранник уже на входе в Церковные ворота, ведущие на плац. Газон к тому времени по плотности заполнения стал похож на крымские пляжи: пересечь его можно было только перешагивая через десятки ног пригревшихся на непривычном летнем солнце петербуржцев.
Впрочем, гостей города было тоже немало: на громкие звуки музыки пришли китайские экскурсанты. А у ограждения, отделявшего служебную зону, туристки из Италии просили танцовщиков в костюмах тореадоров – участников спектакля – сфотографироваться с ними, пока у них оставалось еще немного времени до выхода на сцену.
«Кармен» Бизе была завершающим фестиваль «Опера – всем» спектаклем: до этого публика слушала «Руслана и Людмилу» в Петропавловской крепости, «Риголетто» на улице Зодчего Росси и «Вольного стрелка» на Елагином острове. Музыкальный руководитель фестиваля, художественный руководитель театра Мюзик-холл Фабио Мастранджело привлек к исполнению опер несколько музыкальных коллективов, в том числе иностранных. Так, в «Кармен» под его управлением и с его оркестром «Северная симфония» пел Оперный хор Ниццы. За пару дней до этого зарубежный коллектив дал концерт в Англиканской церкви на Английской набережной – в новом концертном пространстве, которое тоже развивает Мюзик-холл. Выступления были приурочены к 20-летию дружбы городов-побратимов: Ниццы и Петербурга.
Еще один зарубежный участник постановки «Кармен» — солист из Италии Франческо Пио Галассо, исполнявший партию Хозе. Публика в беседах между собой отмечала необычный и интересный тембр этого итальянского певца, как и солиста театра «Зазеркалье» Владимира Целебровского, исполнявшего партию тореадора.
Сценическое решение, сообразно условиям постановки, было минималистичным, костюмы решены по большей части в нейтральной гамме. С черно-белыми образами сотрудниц фабрики и главной героини (Юлия Герцева) и униформой солдат контрастировал золотой костюм тореадора и обязательные в этой опере красные с черным широкие юбки танцовщиц — дань условности — такая же, как тачка с головой быка, которую под смех зала катали в одной из мизансцен тореадоры, «нападая» друг на друга.
Драматическое освещение обеспечила природа: чем ближе к развязке приближался сюжет, тем темнее сгущались набежавшие тучи. В какой-то момент самые беспокойные зрители не выдержали и предпочли покинуть плац, боясь намокнуть. Но порывы ветра так и не принесли с собой дождя до самого конца спектакля.
«В этом году в соревновании «театр против погоды» – 4:0, мы ее просто разгромили, – пошутил Фабио Мастранджело, когда спектакль завершился.
Исполнение «Кармен» он в беседе с «Фонтанкой» оценил, как «огромный успех».
«Фантастический хор, великолепные солисты, Кармен — просто супер, фантастический Дон Хозе, Микаэла — Софья Некрасова, Юлия Ложевская, Александра Попандопуло — все сегодня на высоте, могут петь на любом фестивале Европы и мира, — оценил он проделанную работу. — Оркестр играл с большим вниманием, даже возникло ощущение, что мы играли в театре — потому что мы сделали всю динамику возможной: от трех «пиано» до четырех «форте» — включая то, что посредине. Это знак хорошего уровня оркестра».
Также дирижер поблагодарил публику, которая пришла в этом году на концерты фестиваля — за ее энтузиазм и готовность делиться эмоциями: «Люди приходят, несмотря на угрозу дождя, многие восхищаются, даже дарят подарки, и это для нас самое важное — ведь мы для них и делаем этот фестиваль».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36