Перед «Открытым городом» закрывают двери

11 июля 2017, 16:05
Версия для печати Версия для печати

На пути горожан, интересующихся историей и культурой своего города, повесили знак «кирпич». Пользователи ряда зданий-объектов культурного наследия отказались открывать двери для экскурсантов, несмотря на просьбы КГИОП, ВООПИиК и даже вице-губернатора Игоря Албина. На сайте проекта «Открытый город», где формируются группы на бесплатные экскурсии, вывесили «черный список».

Побывать в полузаброшенном и оттого таинственном Особняке Брусницыных, пройтись по коридорам Академии наук или роскошной парадной лестнице Дома радио — большая радость для тех, кто любит свой город и понимает, как много красоты он в себе хранит. Поэтому когда меньше года назад в Петербурге запустили постоянный проект с говорящим названием «Открытый город» – это был настоящий праздник. Цель сайта – дать гражданам возможность посещать памятники архитектуры, в обычное время недоступные для людей «со стороны».

Проект организовывался совместно Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Он стал своего рода продолжением Международного дня охраны памятников — традиционного «Дня открытых дверей» во дворцах и особняках, который много лет проводил КГИОП.

Горожане стали регистрироваться на сайте и записываться на бесплатные экскурсии — в занятый студентами СПбГУ Дворец Бобринских, в Дом Зингера, ставший бизнес-центром с пропускным режимом, в полузакрытые Дом композитора и Дом архитектора, куда в обычные дни люди проходят только на концерты. Читались лекции, велась образовательная программа. Первый сезон прошел крайне успешно — застать свободные места на сайте было крайне сложно. При подведении итогов было объявлено, что за три месяца работы «Открытого города» на 57 объектах культурного наследия побывали почти 8500 экскурсантов, 2400 человек прослушали 24 лекции. Было проведено 314 мероприятий, в том числе 197 пешеходных, 76 автобусных, 10 трамвайных экскурсий, 7 исторических квестов.

В новом сезоне проект стал развиваться по-другому: бюджетных средств на него не выделили, но появился спонсор. При этом КГИОП остался партнером «Открытого города», помогая ВООПИиКу контактами и договоренностями. Несмотря на соблазн коммерциализировать задумку, экскурсии остались бесплатными. Новые правила позволили большему числу горожан открыть для себя потайные уголки Петербурга. Например, сейчас на сайте предлагаются экскурсии в Особняк В.П. Кочубея (сейчас здание занимает НИУ «ВШЭ»), Дворец Великой княгини Ольги Александровны (Торгово-промышленная палата) и Воронцовский дворец (Суворовское военное училище). Записаться в группы стало проще. Но и значительная часть экскурсий стала повторяться.

интерьеры дворца Великой княгини Ольги Александровны
интерьеры дворца Великой княгини Ольги Александровны

Фото: "Открытый город"

Для того, чтобы проект жил, нужны постоянно новые идеи, новые экскурсии. Но энтузиазм краеведов и историков разделяют далеко не все пользователи роскошных особняков, составляющих ценность нашего города. Проект стал все чаще сталкиваться с отказами.

«К сожалению, по неубедительным для нас причинам некоторые пользователи объектов культурного наследия, нарушая конституционные права граждан, отказывают в доступе к памятникам истории и культуры, которые они занимают, причем иногда с самыми неожиданными формулировками», – появилось объяснение на сайте.

Расстроенные организаторы проекта сослались на закон: «Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (гл.2 ст.44), об этом же гласит и Федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002».

Список, помеченный на сайте знаком «кирпич» и вывеской «Доступ запрещен» начал формироваться в июне. Сейчас в нем пять пунктов — но тех, кто отказал горожанам во встрече с прекрасным, больше.

«Там, где отказывают по понятным причинам — например, аварийность здания и невозможность его физического посещения, как ответил СПбГУ по особняку Штиглица на Английской набережной, – вопросов нет, – пояснил «Фонтанке» заместитель председателя совета ВООПИиК Антон Иванов. – Университет активно участвует в нашей программе, показывая другие объекты: Дворец Бобринских, особняк Кельха... И второе — конечно, секретность. Если нам отвечает Министерство обороны (а мы хотели попасть и в здание Адмиралтейства — всем петербуржцам это было бы интересно, никто там не бывал), что существуют определенные уровни секретности, – тоже вопросов нет. Но когда начинаются отказы такого плана, что нет сотрудника, который мог бы открывать и закрывать двери, или просьбы оплатить услуги... Даже если речь идет об особняке, который используется по определенным дням для представительских целей – он же не 365 дней в году используется! Найти один-два дня, чтобы дать петербуржцам возможность посмотреть на эту красоту, мне кажется, при желании можно. А когда этого желания нет, тогда мы вынуждены публиковать эту информацию на сайте».

Представительский особняк, о котором выше шла речь, – это особняк Э.П. Казалета (Тенишевых), который сейчас занимает ПАО «Газпром». Построенный в 1860-х годах на Английской набережной архитектором Бенджамином Джоном Стоке, он богато украшен лепниной и резьбой. Однако показывать их посторонним в организации сочли нецелесообразным.

особняк Э.П. Казалета (Тенишевых)
особняк Э.П. Казалета (Тенишевых)

Фото: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга/citywalls.ru

С ним в списке соседствует особняк Г.Г. фан Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте — ныне Военный комиссариат Санкт-Петербурга. Здание, построенное для нидерландского предпринимателя архитектором Вильямом Йогансеном в 1901-1902 годах, – что характерно, всего несколько лет назад принимало экскурсии КГИОП. Однако заместитель начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Санкт-Петербурга Владимир Аникеев объяснил «Фонтанке» отказ секретностью объекта.

интерьер особняка Г.Г. фан Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте
интерьер особняка Г.Г. фан Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте

Фото: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга/citywalls.ru

«Это военная структура, там есть секретная часть, люди работают с секретными документами и допускать туда людей с улицы — нонсенс», – сказал он.

Почему при этом нельзя показать людям хотя бы роскошную лестницу здания, где, между прочим, снимали одну из частей фильма про Шерлока Холмса, и где уже в наши дни снимали художественные телепередачи, – остается вопросом.

Также наличием в здании документов, составляющих гостайну, объяснили «Фонтанке» свой отказ в департаменте Росприроднадзора по СЗФО.

«Помимо этого, в силу повышенной служебной занятости должностных лиц Департамента в связи с предстоящим периодом отпусков не представляется возможным выделить сотрудника для сопровождения экскурсионных групп с целью контроля их доступа в помещения, закрытые для посещения», – сказано в официальном комментарии за подписью заместителя начальника департамента.

Ранее аналогичный ответ ведомство направило вице-губернатору Игорю Албину. Вот только, по словам руководства проекта «Открытый город», от Росприроднадзора и не требовалось принимать экскурсантов в своих помещениях — их просили лишь пропустить группу через контролируемую ими проходную в помещения другого арендатора.

«Там замечательные лестницы и парадный зал, который к Росприроднадзору не имеет никакого отношения, – рассказывает Антон Иванов. – Но чтобы пройти в эти залы, нужно пройти через пункт контроля Росприродназдора. Мы об этом и просили. Росприроднадзор нас мало интересует: он занимает хоть и интересные помещения, но там просто рабочие кабинеты. А та часть здания, насколько я помню, находится в оперативном управлении КГИОП, то есть, с ней проблем бы уже не было. У нас существует замечательная экскурсия специалиста по архитектуре Елины Жерихиной, которая готова была ее провести. Очень обидно».

Еще два объекта в списке — это Дача Великого Князя Бориса Владимировича (в Пушкине) и Министерство и дом министра государственных имуществ на Исаакиевской площади. Пользователем обоих является Всероссийский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова.

Дача Великого Князя Бориса Владимировича
Дача Великого Князя Бориса Владимировича

Фото: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга/citywalls.ru

Дом министрства государственных имуществ/ НИИ Растениеводства
Дом министрства государственных имуществ/ НИИ Растениеводства

Фото: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга/citywalls.ru

«Фонтанка» встретилась с директором института Николаем Дзюбенко, чтобы выяснить, почему организациям не удалось договориться. Оказалось, что институт регулярно принимает экскурсантов — но по целевым заявкам от организаций: группы студентов, школьников и, конечно, ученых, а также — раз или два в год — туристов. И так как желающих много, а пускать группы без сопровождающего — научного сотрудника института — здесь считают опасным для сохранности мемориальных предметов кабинета-музея Вавилова и научных коллекций, – то к увеличению числа групп здесь относятся резко негативно. Однако на вопрос «Фонтанки», возможно ли было бы пускать группу из 10-15 горожан раз в месяц или в два, – директор ответил утвердительно. И сказал, что готов вернуться к диалогу с сотрудниками «Открытого города», если те сами на него выйдут.

Дом Пашкова - Дом Департамента уделов
Дом Пашкова - Дом Департамента уделов

Фото: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга/citywalls.ru

«Насколько я понял, они («Открытый город». – Прим.ред.) хотели, чтобы это было плановое посещение на постоянной основе, – пояснил свою версию событий директор института. – Я ответил: «Нет, мы не музей. Вы можете разово обращаться, и мы готовы принимать такие делегации». Мы не хотим заключать договорные отношения на постоянной основе. Пусть общество пишет письмо с просьбой о целевом посещении института. Я сам рассматриваю такие письма, и, как правило, мы не отказываем. Тем более, если они, как вы говорите, придут со специалистом по архитектуре».

В КГИОП отметили, что те организации, что отказываются открывать перед горожанами двери, назвать нарушителями в прямом смысле нельзя: в законе есть лазейка — право на доступ к культурным ценностями прописано, но не уточнено, каким образом и как часто оно должно реализовываться. Допуск граждан и его периодичность фиксируется в охранном обязательстве теперь тоже только с согласия пользователя. Так что от доброй воли и желания организаций сотрудничать и делиться с людьми той красотой, что их окружает, – зависит многое. И в комитете, в отличие от ВООПИиК, не хотят акцентировать внимание на полученных отказах, надеясь, что пользователи зданий-памятников рано или поздно передумают и начнут пускать к себе людей. Такие случаи уже были.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

А я томат. В Русском музее показывают Art & Science

Выставка «Машины эмпатии» открылась в Западном павильоне Михайловского замка (где раньше был медиацентр музея), и для Русского музея это смелый шаг: руководительнице магистерской программы Art & Science Университета ИТМО Ольге Вад дали карт-бланш как куратору, а Отдел новейших течений музея занимается лишь насыщенной параллельной программой. При этом Русский музей остаётся единственной крупной традиционной институцией, которая показывает современное искусство. «Фонтанка» побывала в виртуальной барнаульской теплице и послушала, о чём поют пузыри воздуха.

Статьи

>