15 спектаклей must see на XIII «Кукарте»

21 июня 2017, 19:21
Версия для печати Версия для печати

22 июня в 4 часа утра Петербурге открывается традиционный летний фестиваль-биеннале кукольного театра «Кукарт». Нынче в его афише 54 спектакля и проекта для взрослых и семейных вылазок. «Фонтанка» выбрала 15 в основном гастрольных спектаклей, которые гарантированно утолят эстетический голод и откроют новые грани мирового театра кукол. Фестиваль продлится до 30 июня включительно.

Основатель фестиваля, режиссер и продюсер Давид Бурман убежден, что не стоит затевать фестиваль, если четко не представляешь себе его миссию – в том смысле, что, если уж свозить в город художественные создания, что должна работать формула 1 + 1 больше чем 2. Чтобы от этого объединения рождались новые смыслы, новое качество. Миссию «Кукарта» Бурман видит в выстраивании культурных мостов. Так на первом фестивале в 1993 году, через полтора года после распада СССР Давид собрал в афише все 15 бывших советских республик. В 1999 году создал казавшийся невероятным мост «Иран – Израиль». В 2003-м выстроил в Царском Селе жанровый мост – привез Петрушек со всего мира и затеял карнавал. А нынче обширнейшая афиша соединила Санкт-Петербург с Балканами, в частности, с театрами из Болгарии, Сербии, Республики Сербской (Босния и Герцеговина), а к ним добавилась еще и Белоруссия: такой вот получился славянский мост.

Откроется этот имиджевый для города кукольный форум – так, как и на протяжении всех лет существования «Кукарта»: акцией памяти и скорби в 4 часа утра 22 июня. Да-да, прямо ночью на Малой Садовой улице будет сыгран спектакль «Горько-медовая фотография», с которого и начинается наш гид.

«Горько-Медовая фотография», Негосударственный театр кукол «Маленькие великаны», 6+
22 июня в 4 утра, 50 минут
Малая Садовая улица, у шара



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

На Малой Садовой установят небольшой экран, на котором в рассветной дымке появятся теневые образы спектакля, созданного режиссером Ярославом Осколковым по реальной почти мистической истории. Один юный солдат отправился на войну, положив в нагрудный карман фотографию любимой. А когда, спустя время, развернул платок, обнаружил «эффект плащаницы» – лицо девушки отпечаталось на ткани. Собственно и все герои спектакля выглядят, как фото, покрытые сепией, и напоминают о старых семейных альбомах, которые каждый из нас, приезжая к бабушке на каникулы, снимал с полки или вытаскивал из тумбочки и разглядывал часами, налаживая где-то в глубинах сознания семейные связи и воображая героические истории с участием подлинных людей — своих предков. Словом, в печально памятный день и час в центре Петербурга не просто вспомнят о немилосердной той войне, но и совершат некий значительный ритуальный акт.

«Сказка о дожде», Независимый проект Марии Большаковой, 10+
22 июня, 14.00, 50 минут
Дом актера, большая сцена, вход свободный



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Со мной с утра не расставался Дождь.
— О, отвяжись! — я говорила грубо.
Он отступал, но преданно и грустно
вновь шел за мной, как маленькая дочь.
Убийственно актуальные для холодного лета 2017 года строки Беллы Ахмадулиной прочтет изысканная петербургская актриса Евгения Игумнова. Но это не литературный театр. Хореограф Марии Большаковой сплела в единую ткань большую поэзию, пластичные тела балетных танцовщиков из Михайловского театра, кукол, которые оживают в их руках, голубую краску, заливающую окно, музыку Арво Пярта и Яна Тирсена и многое другое. В результате нас накрывает атмосфера не столько дождливая, сколько философско-настроенческо-ностальгическая, уводя в легендарные 60-е, когда многим еще мерещилась настоящая свобода. Впрочем, большие поэты все — пророки, и у Ахмадулиной в этом стихотворении 1962 года есть гениальные строки: «О пошлость, ты не подлость, // ты лишь уют ума».

«Прощание с Матёрой», Театр кукол «Огниво», Мытищи, 16+
22 июня, 17.00, 2 часа с антрактом
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Спектакль-хэдлайнер фестиваля — по самой знаменитой из повестей классика отечественной деревенской прозы Валентина Распутина. Режиссер — художественный руководитель театра Станислав Железкин – работает одновременно и с живым планом, и с куклами. Причем, куклы сделаны из пеньков с обрубленными кореньями. Возникает емкая и пронзительная метафора: затопленная водой в результате постройки плотины деревня — это еще и люди, лишенные корней. Актриса Наталья Котлярова выдающимся образом, несентиментально и масштабно играет Дарью Пинигину, ту самую героиню, которая белит избу за день до того, как ее перед затоплением подожжет санитарная бригада. Стоит сказать два слова и о театре «Огниво» – это один из самых знаменитых кукольных театров России, неоднократный номинант «Золотой маски» с полноценным взрослым репертуаром. В 1999-2000 году Железкин добился от правительства города постройки нового здания театра — и вот один из типовых торговых центров превратился в сказочный замок, мимо которого не пройти — так и тянет заглянуть внутрь.



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

«Прожить», Театр кукол Удмуртии, 6+
23 июня, 12.00, 1 час
Театр «Комедианты»



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Литературная основа спектакля режиссера Натальи Молокановой — три рассказа Андрея Платонова – «Корова», «Неизвестный цветок», «Пустодушие». Во всех них мир увиден ребенком. В спектакле три разных платоновских ребенка стали одним – главным героем Ваней. Это он впервые сталкивается со смертью, когда отец отводит на мясокомбинат заболевшего теленка, он испытывает подлинные муки, наблюдая за страданиями коровы, он пытается осмыслить смерть отца, сожженного фашистами в деревне, и очень хочет, чтобы убийца отца сам «умер в землю», а отца вернул, и узнает от собеседника-капитана, что убийцы умеют только убивать, воскрешать им не дано. И это он, Ваня вступает в полноценный диалог с цветком, пробивающимся между камнями и обретает веру, что жизнь — непобедима. Это еще один спектакль, где используется прием театра теней, да так изобретательно, что происходящее напоминает настоящие фокусы.

«Одиссей — сон о возвращении», Детский театр Сербской республики (Баня Лука, Босния и Герцеговина), 12+
23 июня, 19.00, 1 час 30 минут
Кукольный театр сказки



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Первый из трех спектаклей, привезенных на «Кукарт» режиссером из столичного города Баня-Лука Бисеркой Колевской. Один из самых красивых мифов в истории человечества — возвращение Одиссея с Троянской войны на родину, остров Итаку — передан всеми средствами магического реализма. Сотни метров ткани с помощью света рождают иллюзии: океана, где живет Посейдон, объявивший войну хитроумному греческому герою, пещер с циклопами, неземной красоты острова, где обитает волшебница Кирка, и многие другие. В волнах появляются куклы, которые незаметно для зрителей, оборачиваются людьми. Судя по отзывам очевидцев, спектакль Бисерки Колевской столь же полон мистики, как и фильм Феллини «И корабль плывет...». Но финал у нее, как всем известно, более счастливый.

«История бычка Фердинанда», Варшавский театр кукол «Гулливер», 5+
25 июня, 12.00, 1 час
Новая сцена Александринского театра



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"


Польский режиссер Роберт Ярош поставил пацифистскую сказку о четвероногом рогатом герое, отказавшемся участвовать в корриде. Папам и мамам достанется бонус в виде кукол-масок, стилизованных под Пикассо периода кубизма. И техничных польских артистов, исполняющих танцы торреодоров под зажигательную испанскую музыку.

«А дедушка в костюме?», Сербский молодежный театр (Нови Сад), 6+
26 июня, 12.00, 1 час
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Сербский молодежный театр рассказывает сказку, в которой на доступном детям языке говорит о смерти. Умерший дедушка заставляет ребенка-детсадовца отправиться на поиски души. Как героям «Хроник Нарнии» достаточно зайти в шкаф, чтобы начались опасные приключения, так и детям — героям спектакля Эмилии Мрдакович стоит только очутиться внутри большого пальто, как они отправляются в путешествие, в ходе которого они, отвечая на недетские вопросы, ощутимо взрослеют. Тем не менее, театр остается театром: пальто на глазах зрителей превращается то в корабль, то в дом, то в иные предметы. А обаятельные куклы заставляют вспомнить о персонажах метерлинковской «Синей птицы», девочке Митиль и мальчике Тиль-Тиле, которые оказались в схожих обстоятельствах.

«Колобок», Челябинский театр кукол им. В.А. Вольховского, 2+
26 июня, 14.00, 1 час 15 минут с антрактом
Театр Karlsson Haus



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Единственный спектакль фестиваля, где ждут едва ли не грудничков. Двухлетки увидят знакомых героев сказки «Колобок», которые чудесным образом возникнут на их глазах из кухонной утвари. Да еще и в изложении бабушки и дедушки. Впрочем, что касается внешней картинки, то режиссер Александр Борок, к слову, лауреат «Золотой маски», создал чистенькое совершенно европейское пространство со всей современной кухонной техникой, вплоть до хлебопечки, где готовится колобок, и придумал под стать им аккуратненьких и современных дедулю и бабулю в исполнении молодых актеров, которым энергии не занимать.

«Волшебный колодец», Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой, 6+
26 июня, 17.00, 1 час
Дома актера, вход свободный



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Гомерически смешной спектакль по мотивам текстов русского сказочника XIX века Абрама Новопольцева поставил в Ульяновском театре кукол петербургский режиссер Алексей Уставщиков. В центре сцены бочка. Это и есть тот самых ближний заколдованный колодец, куда отправился за водой главный герой — ленивый дед, которому ну очень в лом было тащиться до колодца дальнего. Из колодца он вытащил русалку, которая на поверку оказалась колдуньей-кикиморой, задумавшей путем наговоров лишить деда последних мозгов. Но историю делают вовсе не они, а кот-остроумец, который берется выручить хозяина из беды.

«Однажды», Государственный театр кукол (Сливен, Болгария), 5+
27 июня, 12.00, 1 час
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Словом «однажды» начинаются не только русские сказки, но и fairy tales всех народов мира. По-болгарски это звучит как «имало едно време». В спектакле эти слова воздействуют, как заклинание для машины времени, которая переносит зрителей и актеров вглубь веков и знакомит с прекрасными фольклорными славянскими ритуалами, игрищами, песнями, etc. Разыгрывают их в спектакле театра из Сливена люди и куклы, что совершенно завораживает.

«Мой дорогой братец», Государственный театр кукол (Кошице, Словакия), 3+
28 июня, 12.00, 1 час
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Словацкая вариация русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в которой героев зовут Энн и Джонни. Герои — маленькие деревянные куколки, а в центре сцены — гигантское дерево с лицом-маской, вырезанном в стволе, и со множеством веток, на которых сказка и разыгрывается. В качестве бонуса — много фольклора и артисты в национальной одежде, играющие на аутентичных инструментах.

«Странный цирк Марка Шагала», Театр «Отражение» (Москва) , 5+
28 июня, 14.00, 1 час
Дом актера вход свободный



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Спектакль — идеальное первое приближения ребенка к миру гениального художника Марка Шагала. Сознание Шагала было тотально цирковым, мотивы преображения тоскливой действительности путем переворачивания его с ног на голову, а также преодоления земного притяжения с полетами во сне и наяву — определяли яркость красок. Они буквально льются с картин Шагала радужным потоком, объединяющим и персонажей живописи, и тех, кто пришел на них посмотреть. Прелесть спектакля московского театра «Отражение» – в том, что герои Марка Шагала, превратившись в героев театра теней, оживут и встретятся друг с другом.

«Дюймовочка», Государственный театр кукол (Ямбол, Болгария), 5+
29 июня, 12.00, 1 час
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Совершенно классический в хорошем смысле спектакль по сказке Андерсена. Но надо отдать должное уже упоминавшемуся здесь режиссуру-магу Бисерке Колевски — она придумала отличный ход: чтобы молодая актриса, играющая крошечную героиню, выглядела и в самом деле малюткой, остальные персонажи надевают мягких кукол на себя, причем эти великанские костюмы — крайне живописны.

«Басни из тени», Государственный театр кукол (Крагуевац, Сербия), 6+
30 июня, 12.00, 1 час
Театр Марионеток им. Е.Деммени



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Третий спектакль неистощимой Бисерки Колевски на этом фестивале, не менее изобретательный, чем предыдущие. Актеры на сцене простейшими средствами демонстрируют уникальные трюки. Каждую из десяти басен Лафонтена они начинают рассказывать, стоя перед огромным экраном-занавесом, а затем убегают за него — и в считанные секунды преображаются в тени всех лафонтеновских животных. Кроме того, что тексты содержательны, еще и аттракцион гипнотически захватывающий. Натуральное пиршество для глаз.

«Послание», Негосударственный театр-студию CONTRAST, 6+
30 июня, 19.00, 2 часа
ТЮЗ им. А.А.Брянцева, большая сцена



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Этот синтетических визуальный спектакль придумала Анастасия Перепелицина, петербургский режиссер, которая создала собственный театральный проект – негосударственный театр-студию CONTRAST. Это в полном смысле большая форма – масштабное цирковое, акробатическое, танцевальное, масочное зрелище с элементами шоу и театра предметов. Почтовые голуби, например, — это акробаты, прыгающие на пружинках. Суть истории в том, что почтальон должен передать письмо, но все время пропадает в истории, которые мешают ему это сделать. Например, он не может поймать, почтовых голубей, потому что они прыгают по проводам — резинкам, натянутым над полом, и не может опустить письмо в почтовый ящик, потому что у него неожиданно «отрастают» ножки, и он пускается наутек. В спектакле заняты акробаты, эквилибристы, воздушные гимнасты, жонглеры, хайлайнеры, танцовщики и актеры. Словом, по уровню номеров шоу, конечно, не дотягивает до представлений сюжетного Цирка дю Солей, но режиссер Перепелицина явно берет их за образец.

БОНУС
Специальный проект фестиваля для петербуржцев и туристов «Петрушки на Невском», 0+
24 июня, с 12 до 18 часов
Перекресток Невского проспекта и Малой Садовой улицы

В течение шести часов 12 коллективов из Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Ирана, Италии, России (Чебоксары, Липецк, Москва, Санкт-Петербург) будут демонстрировать петрушечные театр всех видов и мастей. Так, Берлинский театр Stabfigurencompany привезет уже знакомую всему миру огромную куклу Оймель, которой управляют разом пятеро человек.



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

Британец Мартин Бридле покажет смешное уличное представление о смене времен года. Джиджо Брунелло познакомит зрителей с настоящим Арлекином из Венеции.



Фото: Пресс-служба фестиваля "Кукарт"

А бразильская пара Крис Мигель и Данило Томич расскажут петербуржцам о приключениях нашего Чижика-Пыжика, который однажды, прямо как садовый гномик из «Амели», решил отправиться в путешествие.

Подробное расписание показов всех петрушечных историй, а также остальных спектаклей ищите на сайте фестиваля «Кукарт». «Фонтанка» сознательно сделала в гиде акцент на привозные спектакли, поскольку это единственная возможность для публики их увидеть. Но на заметку непременно стоит взять и питерские спектакли, вошедшие в афишу — и посмотреть их при первом же удобном случае.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>