Когда деревья были большими

В Строгановском дворце открылась и будет работать до 30 июня фотовыставка «Анна Азбель. Запечатленное детство». На фоне стартующих одна за другой выставок-блокбастеров экспозиция в цоколе Строгановского дворца радует легкостью и ненавязчивостью, но при этом заставляет задуматься о главном.

При всем пристальном и подчас провокационном внимании российского законодательства к детским фотопортретам упрекнуть работы Анны в «оскорблении» чьих-либо чувств и прочих подобных вещах невозможно — снимки предельно целомудренны. Однако, в детской фотографии легко уйти в другую крайность – «пересластить», перестараться с постановкой и украсть у детей живую непосредственность. «Фонтанка» пообщалась с автором, чтобы выяснить, как Анне удается добиваться разрешения на фото детей в разных уголках планеты и сохранять в снимках динамику, добиваться магического эффекта моментальности и непостановочности снимков.

- На выставке фотографии из самых разных мест. Расскажите, как вы выбираете регионы для съемки?

- Здесь в основном юг Италии, юг Франции, юг Испании (Барселона), Непал. Еще здесь есть снимки из Лапландии. Ну и Санкт-Петербург, естественно. Я нахожу эти места живописными, часто там бываю. Знаю удачные, красивые локации, что для фотографии очень важно. Давно изучила, где и какой свет. Поэтому, когда я хочу сделать красивые фотографии, выбираю эти места. Все они по-своему самобытные: тосканские пейзажи не спутаешь ни с чем, лаванду Прованса – тоже.

- Ну почему, в Крыму тоже есть лаванда.

- Такой, как в Провансе, все равно нет больше нигде. У них уникальная лаванда, это даже по цвету видно. Или, например, бескрайние песчаные пляжи Барселоны тоже очень узнаваемы. В Финляндии – снег, олени.

Анна Азбель
Анна Азбель

Фото: fb.com

- А как насчет тонкостей работы с детьми? Как вы находите моделей, договариваетесь о съемке? У нас ведь довольно жесткое законодательство насчет детских фотографий.

- Чужих, незнакомых мне детей я фотографирую крайне редко. Например, могу идти по парку, увидеть девочку. А у меня уже камера в руках. И я понимаю: что бы ни произошло, я без фотографии с этой девочкой не уйду. Я нахожу слова, у меня достаточно хороший английский, французский, могу объясниться с родителями, показать сразу свои работы в телефоне, сказать, что сделаю красивые фотографии. Как правило, не отказывают. Хотя бывают ситуации, когда семья куда-то опаздывает, меня предупреждают, что свободного времени всего десять минут, – и то потом остаются на полчаса. Ребенок раскрепощается, ему, как правило, интересно. Я же не ставлю детей к стеночке и не заставляю позировать, я предлагаю им место и пространство для игры, чтобы они были чем-то заняты. А дальше – мне остается просто наблюдать и ловить момент, они все делают сами.

- С кем сложнее работать, с мальчишками или с девчонками?

- С мальчишками. Они вредничают, часто не хотят фотографироваться. У девочек в этом плане по-другому, можно сделать один кадр, показать ей – она увидит, как красиво получилось, и захочет еще. А мальчику обычно нужен какой-то экстрим, чтобы ему было интересно: строгать ветки, разводить костер. Чего мы только ни делали!

- Есть у вас постоянные модели? Может быть, кому-то уже целое модельное портфолио наснимали?

- Да, есть такое. Например, у моей дочери (улыбается). Вот, например, фотография, где она выходит из душа. Это не постановка, она правда мылась в душе, а я знала, что она скоро будет выходить, и представляла, как это будет выглядеть. Ждала ее с обычной мыльницей в руках, то есть это даже не на профессиональную камеру снято. Получился такой кадр. Или девочка с рыжими волосами: ее же невозможно не фотографировать, она волшебная, возвращаюсь к ней от раза к разу. Помню, как бросила клич, что ищу рыжую модель, мне хотелось в золотую осень поснимать девочку с рыжими волосами. Товарищ посоветовал договориться с мамой этой девочки, мы пообщались, мне разрешили снимать.

- Вы упомянули золотую осень. Если говорить о Петербурге – где вам нравится снимать, в каких парках, пригородах?

- Золотая осень у нас, по большому сету, в каждом парке. В городе очень люблю Елагин остров. Из пригородов люблю залив и Комарово.

- Если продолжить тему техники и «мыльниц». Обычно фотографа представляешь с кучей камер и объективов. Как вы работаете?

- Да, у меня куча камер и объективов, я обожаю технику. В новом городе первое место, куда я отправляюсь – это магазин фототехники. Но есть одна любимая камера и любимый объектив, которыми сняты, наверное, 90% всех снимков на выставке. Я работаю только с цифрой. Для меня фотография – это хобби, я никогда специально не училась и с пленкой никогда не работала, даже не видела, как делается проявка. Может быть, как-нибудь попробую.

- Сегодня, когда в каждом планшете есть камера, обязательно ли нужна дорогая фототехника, чтобы сделать снимок, достойный музейных залов?

- Я считаю, можно и на мобильный телефон сделать фотографию, которая будет потом висеть в галереях.

Основные работы, представленные в небольших залах Строгановского дворца – из Прованса, Тосканы, Непала. По задумке музейщиков, фотографии не стали снабжать экспликациями – подробным описанием места и времени съемки. Только кадры из Непала подписаны, чтобы зритель понимал, что это не Въетнам и не павильонные съемки. Такой подход облегчает чисто визуальное восприятие. Вот девочка в искрящемся снегу, вот дети в лавандовых полях. В фотографиях Анны Азбель чувствуется не только материнская нежность, но и уважительное отношение к ребенку – как к маленькому человеку, читается характер героев – шкодливый или робкий, любопытный или пытливый. И действительно не важно, что все они говорят на разных языках и живут в разных концах света, ведь все они дети и все нуждаются в нашей любви, поддержке, защите. И нам у них есть чему поучиться — искренности, бескорыстию, радости жизни, которые мы оставили в нашем детстве, но за которыми никогда не поздно вернуться.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>