Серебренников, Кулябин, Финци Паска и не только - на петербургской «Радуге»

Петербургское театральное лето открывает фестиваль «Радуга» – важный смотр актуального театра России и Европы, который проводит ТЮЗ им. А. А. Брянцева. Правда, адресован фестиваль не юным зрителям, а скорее взрослой публике. «Фонтанка» рассказывает о главных событиях XVIII «Радуги», которые точно нельзя пропустить.

Программа нынешней «Радуги», которая пройдет с 30 мая по 5 июня, развернется на нескольких театральных площадках. В афише – сплошь постановки-события исключительные по качеству, много спектаклей камерного формата, поэтому билетами стоит запастись заранее.

В этом году фестиваль говорит на французском, немецком, английском, турецком, эстонском, литовском и, конечно, русском языках и поднимает вопросы, которые резонируют с новостной повесткой: отношения с властью, социальная иерархия, война, свобода и многие другие. Но театр исследует болезненные темы в художественном ключе: обобщает и ставит вопросы, на которые каждый зритель отвечает сам. Участники фестиваля – ведущие современные режиссеры: Оскарас Коршуновас, Даниеле Финци Паска, Оливье Пи, Кирилл Серебренников, Тимофей Кулябин – и начинающие, но уже известные постановщики. Для удобства читателей насыщенную программу из 15 спектаклей «Фонтанка» разбила на две части – зарубежную и отечественную.

В гостях – Европа

Иностранная часть афиши, кажется, более острой, связанной с проблемами сегодняшнего дня. Хотя среди девяти спектаклей есть и сугубо философские.

«Прометей прикованный»
«Прометей прикованный»

Фото: предоставлено организаторами

30 мая в 19.00 на большой сцене ТЮЗа «Радугу» откроют постановки руководителя Авиньонского фестиваля Оливье Пи по двум греческим трагедиям: «Прометей прикованный» и «Просительницы». Отношения с богами в «Прометее» трактованы как политические, Пи называет трагедию «уроком восстания». Что же до «Просительниц», то и у Эсхила там сплошная политика: пятьдесят сестер Данаид прибывают в Аргос, чтобы просить о приюте местного царя Пеласга и спастись от принудительного брака с двоюродными братьями Египтиадами. Их судьба, по решению царя, оказывается в руках народного собрания. В конце концов Данаиды получают убежище.

Сценический язык Пи лаконичен. Пространство выразительно организовано – помост-сцена протянут между зрителями, нет световой партитуры, сочиненных костюмов. Режиссер уходит от визуальных символов, сосредотачивает внимание на слове и актерской игре. Театр Пи не пытается гипнотизировать зал иллюзиями, но вовлекает в интеллектуальную дискуссию об опыте противостояния власти и диалога с ней. Общая продолжительность спектаклей: 2 часа (с одним антрактом).

«Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти»
«Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти»

Фото: предоставлено организаторами

С иной материей работает спектакль «Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти», который покажут 31 мая в 16.00 на малой сцене ТЮЗа. Международная команда художников из Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии воссоздает сюрреалистический мир гениального скульптора XX века Альберто Джакометти. Режиссер Франк Зёнле уверяет, что ему интересно показать, как могут сосуществовать в одной постановке люди из стольких стран и как сочетаются в одном представлении разные виды искусства — драматический театр и театр кукол, кино, музыка. Спектакль сочинен в песочно-серой цветовой гамме Джакометти, он сочетает устную и письменную речь, нарисованные и вытанцованные линии, фигуры, звуки, гипсовые слепки, раковины и камни. Продолжительность спектакля: 1 час.

«Король Лир»
«Король Лир»

Фото: предоставлено организаторами

31 мая в 19.00 на большой сцене покажут спектакль «Король Лир» одного из культовых театральных художников Литвы Йонаса Вайткуса. Его отлично знает русская публика – ученик Зиновия Корогодского, он ставил спектакли и в России. В «Балтийском доме» шли его «Мастер и Маргарита», «Дрозд черный», «Чайка». «Лир» – уже шестая работа Вайткуса по Шекспиру с труппой Русского драматического театра Литвы, которая здесь задействована почти в полном составе. Главную роль исполняет известный актер Витаутас Анужис, награжденный за эту работу национальной премией «Золотой сценический крест». Для Вайткуса дух человека неотделим от тела, оно – отражение внутренней сути. Поэтому для «Лира» важна тема телесности: не только король, лишившийся своего королевства, оказывается «голым человеком на голой земле», но и его друзья, и его лицемерные дочери, и их корыстолюбивые мужья, и остальные герои — тоже. Актеры выходят на сцену в бежевых костюмах, которая создает иллюзию обнаженности, также в процессе действия обнажаются и те проблемы, которые режиссер называет главными: неблагодарность, разрушение души человека, наделенного властью, грехопадение и возмездие. Продолжительность спектакля: 3 часа 40 минут (с одним антрактом).

«Записки из подполья»
«Записки из подполья»

Фото: предоставлено организаторами

1 июня в 16.00 на малой сцене ТЮЗа представят турецкую версию «Записок из подполья» Ф.М.Достоевского. Классик ведет речь о подполье бытия — книга представляет собой монолог желчного озлобленного на окружающую реальность «маленького человека», его исповедь на пределе откровенности и без капли раскаяния, хотя его поступки куда как далеки от безупречности. В «Записках из подполья» режиссера Эрдинча Догана герой воспоминает еще и персонажей их других произведений Достоевского. Спектакль объединяет драматический и кукольный театр, он, как уверяют создатели, наполнен юмором и традиционными приемами турецкого театра. Узнать о них подробнее можно до представления, если придти в театр к 12 часам – режиссер, драматург и актер Биркан Гергюн расскажет об основных творческих тенденциях турецкой сцены. Продолжительность спектакля: 2 часа (с одним антрактом).

«Мещанская свадьба»
«Мещанская свадьба»

Фото: предоставлено организаторами

3 июня в 17.00 на большой сцене зрители увидят спектакль «Мещанская свадьба» ведущего режиссера Литвы Оскараса Коршуноваса. Пьеса написана молодым Бертольдом Брехтом, который в свой 21 год был потрясен тем, что после Первой мировой войны Европу накрыла волна мещанства — перебираясь в города и обустраиваясь в них люди принимались вести практически скотский образ жизни. Коршуновас работал Над пьесой «Мещанская свадьба» с недавними выпускниками Литовской академии музыки и театра. В их исполнении убийственные сатирические зарисовки Брехта обернулись абсурдными, – при этом в тексте появились шутки про Икею, Ди Каприо и другие реалии эпохи глобализации. «Постановка очень открытая; в ней много импровизации, – говорит Коршуновас. – Мы склонны включать в спектакль последние социальные и политические новости, поэтому он постоянно меняется. Он открыт для зрителя, что означает, что он каждый раз разный». Продолжительность спектакля: 1 час 15 минут (без антракта).

«Пьяные»
«Пьяные»

Фото: предоставлено организаторами

Эстонский театр «THEATRUM» привозит на «Радугу» спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные». Драматург написал этот текст в 2013-ом по заказу Дюсельдорфского театра, но пьесу сразу заметили в России. Во МХТ ее поставил Виктор Рыжаков, в БДТ – Андрей Могучий. Герои пьесы — проститутка, директор кинофестиваля, банкиры, модели, менеджеры, etc – не могут протрезветь от начала и до конца пьесы. Драматургу это измененное состояние сознание важно как метафора внутреннего освобождения, позволяющего говорить о том, о чем люди в здравом уме и твердой памяти обычно молчат. Фирменная вырыпаевская ирония дает актерам практически безграничные возможности для импровизации. Она не терпит только одного — дурновкусного пафоса. Режиссер из Эстонии Лембит Петерсон признается, что «чувствовал невыносимую до слёз и смеха боль от лжи, в который мы живём, тоску по освобождению от этой грязи». Спектакль покажут 4 июня в 18.00 на большой сцене ТЮЗа. Продолжительность спектакля: 3 часа (с одним антрактом).

«Квота на жизнь»
«Квота на жизнь»

Фото: предоставлено организаторами

В этот же день в 14.00 на малой сцене пройдет спектакль «Квота на жизнь» Галины Полищук в D@Elit_ed theatre (Латвия). Постановка документальна – она объединяет интервью чиновников, юристов и беженцев – последним спектакль и посвящен. Правда, место действия – выдуманная страна Европейского союза со своим национальным языком (он перемежается с международным английским). Так режиссер подчеркивает ту мысль, что подобные ситуации могли случиться, где угодно. На сцене – всего один актер, постоянный партнер Полищук – Андрис Булис. Он взаимодействует только с видео и картонными постерами людей. Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут (с одним антрактом).

«Белое на белом»
«Белое на белом»

Фото: предоставлено организаторами

Завершит зарубежную программу и весь фестиваль 5 июня в 19.00 спектакль «Белое на белом» Даниэле Финци Паска, знаменитого постановщика шоу «Corteo» Цирка дю Солей, а также церемоний закрытия Зимних Олимпийских игр в Турине и Сочи, известного петербургским зрителям по опере «Аида» в Мариинском театре. Его постановка «Белое на белом» – щемящее красивый спектакль-клоунада, история двух цирковых – артистки и рабочего сцены. Сам режиссер называет стиль представления «театром ласки»: в нем сочетаются элементы драмы, гротеска, цирка и акробатики. Продолжительность спектакля: 1 час 30 минут (без антракта).

Наши в городе

Отечественная часть программы включает в себя спектакли из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Липецка и Новокуйбышевска. Многие из них – номинанты и призеры «Золотой маски».

«Мертвые души»
«Мертвые души»

Фото: предоставлено организаторами

31 мая в 12.00 на Новой сцене ТЮЗа российскую часть афиши откроет спектакль-участник off-программы – работа студентов школы Олега Табакова по «Мертвым душам». Руководил «сборкой» этюдного спектакля один из актеров – Артем Черкаев. Создатели бережно отнеслись к тексту Гоголя, но действие сделано по-студенчески азартно, хулигански. Продолжительность спектакля: 1 час 35 минут (без антракта).

«Гроза»
«Гроза»

Фото: предоставлено организаторами

1 июня в 19.00 на большой сцене ТЮЗа покажут «Грозу» театра им. Е. Вахтангова в постановке Уланбека Баялиева. В спектакле нет темных и светлых героев: каждого героя мучает боль, каждый задыхается в обществе, подчиненном бессмысленным ритуалам. Катерина лишь острее других чувствует скованность, пытается бороться. Символична сценография Сергея Австриевских – посреди сцены лежит опрокинутая мачта, обломки выброшенного на берег корабля, вокруг которых и происходит действе. В спектакле очень сильные актерские работы. Главные роли исполняют Евгения Крегжде, заслуженные артисты России Ольга Тумайкина, Юрий Красков и другие. Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут (с одним антрактом).

«Оркестр Титаник»
«Оркестр Титаник»

Фото: предоставлено организаторами

2 июня в 16.00 на малой сцене работа Театра драмы им. Л. Толстого (Липецк) по пьесе современного болгарского драматурга Христо Бойчева «Оркестр Титаник». Только что труппа режиссера Сергея Бобровского получила награду за постановку пьесы на родине Бойчева. Это метафорическая история о четырех бродягах, проводящих время на перроне в надежде однажды «захватить» поезд. Судьба неожиданно знакомит их с иллюзионистом Гудини – его фокусы помогают им забыть о бедах и тяготах. Пространство спектакля серо и пустынно, но герои-чудаки расхаживают по нему в ярких и даже аляповатых костюмах – леопардовая шуба на красные штаны, юбка-пачка в сочетании с растянутой яркой туникой, – словно пытаются восполнить недостаток всех красок радуги. Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут (без антракта).

«Три сестры»
«Три сестры»

Фото: предоставлено организаторами

«Три сестры» Тимофея Кулябина, поставленные в новосибирском «Красном факеле» и покорившие прошлым летом не публику крупнейшего театрального фестиваля современной Европы – Венских театральных недель, – безусловно, один из самых ожидаемых и обязательных к просмотру. Кулябин использует радикальный прием – переводит Чехова на жестовый язык слабослышащих, сохраняя, однако, до точки реплики героев (они бегут субтитрами на экране). Язык спектакля от этого становится универсальным, а драматическое напряжение возрастает до высоковольтного. Только что спектакль получил «Золотую маску» за слаженный актерский ансамбль, хотя, кабы не интриги, должен был быть назвать лучшим спектаклем малой формы. «Трех сестер» покажут на большой цене ТЮЗа 2 июня в 19.00. Продолжительность спектакля: 4 часа 30 минут (с тремя антрактами).

«Розенкранц и Гильденстерн»
«Розенкранц и Гильденстерн»

Фото: предоставлено организаторами

Дмитрий Волкострелов соединил в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн», который в феврале открыл новую сцену ТЮЗа, пьесу англичанина Тома Стоппарда, который вывел второстепенных персонажей «Гамлета» Шекспира в главные, с реальными историческим сюжетом – шахматным матчем Карпова-Каспарова 1984 года, который из-за политических интриг длился почти шесть месяцев. Две петли времени, две системы, в которых замкнуты герои. Там и там – политика как бездарная игра уничтожает всё живое. Актеры ТЮЗа Иван Стрюк и Андрей Слепухин никого не играют, они исследуют ситуации во времени, пространстве, атмосфере, в том числе реальной – констатируют часы восхода и захода солнца. «Мне показалось, что в нашей культуре есть такие же люди, которые ничего плохого и ничего хорошего не сделали. И мы подумали о собирательном образе советского человека, который жил в этой системе и не мог из этой системы выбраться. Точно так же как Розенкранц и Гильденстерн не могут выбраться из пьесы Шекспира. Они навсегда в ней заключены. Как советский человек в 80-е годы. Эта система заданного существования», – говорит Дмитрий Волкострелов, один из самых значительных театральных экспериментаторов современности. Смотрите 3 июня в 14.00 на Новой сцене. Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут (без антракта).

«Кому на Руси жить хорошо»
«Кому на Руси жить хорошо»

Фото: предоставлено организаторами

В этот же день в 19.00 в «Балтийском доме» сыграют спектакль Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо». В одном из его эпизодов– а именно в «Последыше» – у Некрасова крестьяне, уже отпущенные на волю, снова притворяются крепостными, ради удовольствия старика-барина, который никак не может принять отмены на государственном уровне своей безграничной власти над мужиками. У Серебренникова персонажи рядятся в совдеповские мохеровые шмотки и трико с обвисшими коленками, а кое-кто примеряет пионерский галстук и отдает салют. Образ очевиден. Горечь режиссера по поводу народа, который готов с бодрыми песнями в «тюрьму», – тоже. И ведь со времен Некрасова ничего на Руси-матушке не изменилось – материалы для своего спектакля Серебренников и Ко собирали в экспедиции по некрасовским местам. Спектакль состоит из трех частей, сочетающих разные жанры: музыкальные (рэп, джаз, рок) и театральные (театр-док, психологический театр, перфоманс). Концентрацию разных стилей можно оценить даже по коротким видео в сети. Продолжительность спектакля: 3 часа 40 минут (с двумя антрактами).

Завершит отечественную программу фестиваля спектакль Дениса Бокурадзе и театра-студии «Грань» (Новокуйбышевск) «Корабль дураков», лауреат «Золотой маски – 2016» в номинации «Лучший художник по костюмам».

«Корабль дураков»
«Корабль дураков»

Фото: предоставлено организаторами

Они и впрямь замечательно остроумно стилизованы под средневековье художником Еленой Соловьевой. В постановке объединены пять средневековых фарсов о бытовых неурядицах, которые легко угадываются уже в названиях: «Дворянин и Ноде», «Женатый любовник», «Новобрачный, который не сумел угодить молодой супруге», «Брат Гильбер», «Жены, которые решили переплавить своих мужей». Сюжеты позволят зрителям убедиться, что со Средних веков от отношениях людей по сути ничего не изменилось. Спектакль можно будет увидеть 5 июня в 16.00 на малой сцене ТЮЗа. Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут (без антракта).

Анна Горбунова, «Фонтанка.ру»

 

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>