Под каблуком: в Главном штабе открылась выставка Маноло Бланика

«Ну и фасон – полное извращение!» – охают посетительницы средних лет. «А я бы любые из этих надела!» – пожимает плечами девушка студенческого возраста. Объектом их обсуждений стали туфли, созданные Маноло Блаником — выдающимся испанским дизайнером обуви, которого большинство россиян узнало по сериалу «Секс в большом городе» только в начале ХХI века, хотя мировая слава пришла к нему в 1970-х.

Для тех, кто не смотрел, напомним: главная героиня саги Кэрри Брэдшоу (в исполнении Сары Джессики Паркер), нью-йоркская публицистка, теряла разум, стоило ей увидеть в витрине новую пару туфель Бланика. Сам дизайнер не любит вспоминать тот сериал, поэтому туфель Кэрри вы на выставке не увидите. Но увидите туфли из денима, созданные в сотрудничестве с певицей Рианной, и простенькие босоножки со вставкой в синюю клеточку, вдохновленные Брижит Бардо. А еще множество других туфель, босоножек, сапог, ботильонов – с кокетливо болтающимися на них бисерными «клубничками» в натуральную величину, розами из кроличьего меха, помпончками и шпильками — до четырех штук на одной туфле.

На открытие выставки 74-летний Маноло Бланик, почетный командор Ордена Британской империи, прибыл лично и выразил признательность за возможность показать свое искусство в Эрмитаже. В столь уважаемых академических музеях у него выставок раньше не было. Все же Музей дизайна в Лондоне или Собрание Филлипса в Вашингтоне, где проходили его выставки ранее, – это другой коленкор. Но не будем забывать, что Эрмитаж планомерно создает Музей костюма, пополняя коллекцию и предметами нашего времени, так что в этом контексте дружба с одним из самых известных дизайнеров обуви – шаг более чем закономерный.

Выставка туфель в Главном штабе оказалась событием весьма востребованным и модным: вернисаж собрал ту часть бомонда, что по каким-либо причинам не оказалась сейчас в Венеции на открытии биеннале современного искусства. И, судя по количеству аксессуаров «Прада» и «Шанель» на квадратный метр посетителей, люди высоко оценили масштаб события и пришли во всем «лучшем» сразу.

Не отставал в яркости от своих поклонников (но, в основном, поклонниц) и сам Маноло Бланик – как и полагается дизайнеру, он выделялся среди всех умеренно экстравагантным нарядом: его красный костюм оттенял «стильный оранжевый галстук» в белый горошек, гармонировавший с георгиевской ленточкой, завязанной бантиком на лацкане. Также на груди видного гостя красовался знак эрмитажного художника, врученный директором музея Михаилом Пиотровским: ими музей награждает тех, чьи персональные выставки проходили в его стенах.

Сам глава Эрмитажа на вернисаж тоже пришел, и обратил внимание прессы на одну деталь: всех туфель на выставке представлено по одной – кроме тех, что были созданы для фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта». И призвал не путать музейную экспозицию и магазин.

Маноло Бланик показал себя открытым доброжелательным человеком и тем самым ребенком, который, как он уверяет, до сих пор живет в его душе: с удовольствием рассказывал, как в детстве играл с ленточками туфель своей няни-каталонки – и, возможно, именно тогда впервые почувствовал интерес и любовь к обуви. Охотно признался, что еще мальчиком, придумывал туфли не только для матери, но и для всего живого, что находил вокруг, – от собак и обезьян до ящериц (в последнем случае «туфли» предполагались из фольги). На вопрос журналиста о философии его работы рассмеялся, ответив, что он просто создает туфли – а за философией стоит обращаться к Вольтеру и Дидро. И рассказал, что он с давних пор является поклонником русской культуры, интересуясь персоной Екатерины II и русских балерин – Анны Павловой и Тамары Тумановой.

«Я с детства слышал о «Русских сезонах» в Париже, о Нижинском, и это рождало во мне вдохновение, – не останавливался он. – А вчера я был в музее Пушкина – он для меня идеал с детства – я очень хорошо помню, как мальчиком читал его «Капитанскую дочку» в переводе на испанский».

Как рассказала «Фонтанке» куратор выставки с испанской стороны Кристина Каррильо де Алборнос, для ретроспективы в Эрмитаже она отобрала сначала 800 экспонатов из 30 тысяч, затем сократила результат еще вдвое. А уже итоговый выбор сделала куратор от Эрмитажа, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Татьяна Бабошина. На выставке посетители увидят более 200 туфель и 30 авторских рисунков Маноло Бланика – в том числе и те, что были вдохновлены русской визуальной культурой: они хорошо заметны по собольей и шиншилловой оторочке туфель и полусапожек, а также шнуровке, напоминающей гусарский мундир.

«Несомненно, Маноло Бланик – это одно из ярчайших имен среди создателей обуви, культовое лицо, – рассказал «Фонтанке» один из гостей вернисажа, модельер и преподаватель дизайна костюма Владимир Бухинник. – Притом если в России Кристиан Лабутен не избежал участи стать именем нарицательным, то Маноло Бланик удержался от этого. У нас есть такая черта: если мы кого-то залюбим, – так уж до крайности: так произошло с Гуччи, Версаче, Дольче и Габбана — хотя всё это, несомненно, талантливые люди, и они не виноваты в том, как их стали воспринимать. Но Бланик остается легендой. Он не уличен ни в каких скандалах, про него не рассказывают глупости. Он фигура эстетская со всех сторон. Многие мировые звезды мечтают о его произведениях и носят их. Все-таки, это старая школа, традиции, глубинное погружение в профессию и умение работать руками – столь ценное и редкое в эпоху поверхностных знаний».

В Главном штабе выставка пробудет до 23 июля, после Петербурга отправится в Прагу в Kampa museum (как пояснила Кристина Каррильо де Абборнос, это связано с тем, что отец Маноло Бланика был чехом), оттуда – в родную для дизайнера Испанию, а затем в Торонто, где находится самый большой в мире музей обуви.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>