В БДТ «просвистели» Премию Сергея Курёхина

27 апреля 2017, 13:35
Версия для печати Версия для печати

Вчера в БДТ имени Товстоногова состоялась восьмая по счету церемония вручения Премии имени Сергея Курёхина. На входе всем гостям выдавали свистки, а в программке призывали реагировать на происходящее на сцене без хлопанья руками и топанья ногами – исключительно свистом. Под «хвалебное освистывание» Гран-При получил проект «Гаджетофония» Санкт-Петербургского импровизационного оркестра п/у Дмитрия Шубина и автор идеи Антонина Позднякова и еще восемь представителей отечественного совриска.

Начало церемонии подзатянулось, но собравшиеся зрители не роптали, любители современного искусство – народ выдержанный. На балконе шумно позировали фотографам художники Дмитрий Шорин и Олег Маслов, а зал изучал программки и лениво посматривал на большой занавес-экран. Наконец, на сцене появилась Анастасия Курёхина, которая, как водится, рассыпалась в благодарностях всем, кто поддержал, и представила режиссера вечера Андрея Бартенева. Зал разразился одобрительным свистом, поскольку Бартенев был в списке номинантов еще самой первой курехинской премии – с перфомансом «Мойдодыр».

Занавес ушел наверх, а на сцене оказался оркестр Сергея Поляничко, вперемешку с хором «Фестино», арфистом Александром Болдачевым, Валерой Алаховым из «Новых Композиторов», пианистом Владимиром Свердловым-Ашкенази с мешком на голове и целым сборищем зеленых гуманоидов с ушами-антеннами и поросячьими пятаками. Зазвучала курёхинская «Донна Анна» из «Господина оформителя». Часть зеленых пришельцев сидела на сцене в первом ряду и держала экраны, на которых появлялись работы соискателей премии и её победители, а часть стояла позади оркестра, среди огромных надувных инопланетян и демонстрировала залу разнообразные лозунги, типа «Дарите свистом радость!» и таблички с именами победителей. Номинации и победители для пущей видимости дублировались еще и на табличках, подвешенных к штанкетам.



Фото: Предоставлено пресс-службой Премии Курехина/Дмитрий Саулин

В качестве призов нынче фигурировали керамические медведи авторства того же Бартенева, которые до поры были спрятаны под колпачками-наперстками, расставленными вдоль авансцены.

Первым победителем в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» стал петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай, известный более как художник театральный и постоянный соавтор режиссеров Могучего и Бутусова. Его «Ванна Марата» – крылья, погружаемые в две ванны с черной краской, которые намекают разом и на трагический миф об Икаре и на экологическую катастрофу, связанную с загрязнением вод нефтепродуктами, от которой страдают птицы.

«Лучшим медиа-объектом» была названа звуковая скульптура москвича Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Художник-музыкант создал некий объект для многоканального воспроизведения звуков – на выходе в итоге получаются целые звуковые "картины", вполне уникальные, которые меняются в зависимости от местанахождения слушателя.

В какой-то момент настало время «Акта Немоты» – и поднявшийся зал, убрав подальше свистки, почтил минутой молчания память композитора Олега Каравайчука, кинорежиссера Евгения Юфита, лучшего петербургского председателя комитета по культуре Антона Губанкова и создателя Нового музея Аслана Чехоева, ушедших в 2016-м.

В номинации «Искусство в общественном пространстве» награда досталась Дмитрию и Елене Каварга за причудливую скульптуру «Обитаемое Вещество». Созданная из полимеров и композитов, полиэфирной смолы и стекловолокон, она воспринимается как живое существо, вместе с которым и внутри него можно впитывать в себя аудиоинсталляцию от Kryptogen Rundfunk.



Фото: Предоставлено пресс-службой Премии Курехина/Дмитрий Саулин

Напомним, что премия за «Лучший текст о современном искусстве» вручена замечательному петербургскому искусствоведу Ивану Чечоту, неутомимому педагогу и лектору, заразившему любовью к современному искусству не одно поколение студентов – за книгу «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты», которая осмысляет немецкое искусство прошлого столетия через творчество двух его видных деятелей — художника-модерниста Макса Бекмана и официального скульптора Третьего Рейха Арно Брекера.

Премия «За лучший кураторский проект» отправилась москвичам Виталию Пацюкову и Анастасии Козаченко за фестиваль «ДАДА». По сути это история о том, как должна существовать сегодня выставка современного искусства. Ее мало открыть и организовать продажу билетов – ей необходимо обеспечить контент: просветительский и контекстный, обеспечить связь со зрителей. Так на выставке ГЦСИ, где были выставлены работы ведущих художников-дадаистов и тех, на кого они оказали влияние: Марселя Дюшана, Макса Эрнста, Джона Кейджа, Янниса Кунеллиса, Микеланджело Пистолетто, Ханса Рихтера, Алексея Крученых, Ильи Кабакова, Германа Виноградова, Андрея Монастырского и многих других, – можно было в течение 10 дней слушать лекции и концерты и созерцать перформансы, осуществляя полное погружение в предмет.



Фото: Предоставлено пресс-службой Премии Курехина/Дмитрий Саулин

В номинации «Этномеханика» победил знаменитый фольклорист Сергей Старостин, а «Электромеханика» заслуженно досталась плодовитому композитору-электронщику и ретрофутуристу Игорю Старшинову.

К моменту, когда добрадись до Гран-при, публика уже оглохла от свиста, и потому свистела всё более "отчаяно" – именно так, с ошибкой, уж не знаем, случайно ли или с намеком на то, что у современного искусства свои, особые правила, требовала свистеть одна из табличек в руках зеленого гуманоида.



Фото: Предоставлено пресс-службой Премии Курехина/Дмитрий Саулин

Что касается главного лауреата Премии Курехина – 2016 – «Гаджетофонии», то это звуковой пространственный проект, впервые реализованный на «Киберфесте» в Академии Штиглица. 28 музыкантов используют, помимо традиционных музыкальных инструментов, все, что способно издавать звук – телефоны, карманные синтезаторы, металлические листы, планшеты и тому подобное. Выходит – не то саундтрек Страшного суда, не то музыка к фильму «Ноев ковчег 2.0», нойз, нойз, нойз – и без МС. Ну, жюри, конечно, виднее, люди там достойные собрались. Белкин, Кан, Боровский, Туркина, Илюшкина. В конце церемонии, когда гуманоиды высыпали со своими надувными праотцами в зал, а на сцене столпотворились все артисты вперемешку с лозунгами и табличками с победителями, на минуту показалось, что повеяло духом «Поп-Механики».

Завершала вечер снова Анастасия Курёхина, в своей речи она "раскрыла тайну" работы жюри: оказывается – вы не поверите – голосуют все не как-то там, а "от души". Но, если уж говорить о душе, то лично для автора этих строк душу на сцене воплотила в процессе церемонии доселе ему неизвестная певица и перформансист Варвара Павлова, более знакомая миру как Lisokot: вот это было действительно что-то невероятное – к ней непременно стоит присмотреться.

Кирилл Рейн

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>