Культурный бонус: чем заполнить неожиданный короткий досуг в Москве

17 апреля 2017, 17:59
Версия для печати Версия для печати

Если вы приехали в столицу по делам – в командировку, на футбол, на деловую встречу – и у вас неожиданно образовалось два-три часа времени, как потратить его красиво и познавательно? "Фонтанка" предлагает несколько значительных культурных событий, которые можно посетить без обязательной предварительной записи или покупки билетов.

После окончания работы выставки Яна Фабра в «Эрмитаже» борцы за нравственность вновь устремили свои укоряющие взгляды на Москву. Причиной – выставка британского художника и коллекционера Дэмьена Хёрста в Галерее Гари Татинцяна. «Великий и ужасный», как о Хёрсте отзывается пресса, будет представлен в Москве до 1 июня. Чтобы оценить масштаб интереса к его фигуре, достаточно сказать, что персональная выставка художника в течение пяти месяцев проходила в лондонской галерее современного искусства Тейт Модерн, и на нее выстраивались нешуточные очереди, сделав ее, по некоторым данным, самой успешной в истории галереи. Конечно, далеко не все отстоявшие эту очередь в конечном итоге были довольны увиденным: Хёрст – художник провокационный, и к тому же – «певец смерти». Именно им пугали критиков Яна Фабра, который по сравнению с британцем – просто добродушный патриарх. За время работы той же выставки в Тейт Модерн по воле Хёрста ради его инсталляции погибли 9 тысяч бабочек. А едва ли не самая знаменитая работа автора – акула в формальдегиде (работа называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»). На днях выставка Хёрста открылась в Венеции, где уже через месяц стартует крупнейший смотр мирового современного искусства – Венецианская биеннале. Стоимость экспонатов составляет от 500 тысяч до 5 миллионов долларов. Но в Москве зрителя ждут вещи попроще – изображения из крыльев тропических бабочек, металлические черепа с инкрустацией и аптечные шкафчики. И все это – о скоротечности жизни, о смерти и... деньгах.

Выставка Дэмиена Херста в галерее Гари Татинцяна
Выставка Дэмиена Херста в галерее Гари Татинцяна

Фото: Коммерсантъ

Кстати, о Венецианской биеннале. Если отправиться непосредственно на нее в Италию возможности нет, а составить представление о российском участии в выставке хочется, имейте в виду, что с 15 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет проходить выставка участников от нашей страны на Венецианской биеннале этого года – проекта Recycle. Выставка пройдет в формате «интервенции»: 12 объектов и инсталляций современных художников будут внесены в постоянную экспозицию музея, чтобы помочь зрителям по-новому посмотреть на классическое искусство. Творчество краснодарских авторов Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, отмеченное в 2010 году Премией Кандинского, описывают как поп-арт с элементами аттракциона, когда древние барельефы при ближайшем рассмотрении оказываются пластиковыми стаканчиками или бутылками.

Кстати, работу еще одного представителя российской культуры на Венецианской биеннале в Москве можно увидеть уже сейчас – на Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», что в Парке Горького. Это Саша Пирогова. Ее десятиминутное видео «Очередь» 2014 года – попытка перевести на язык танца диалоги людей из одноименного романа Владимира Сорокина 1983 года: они толкаются, пытаются оттереть других, кто «не стоял» или «отходил», жалуются, отпускают комплименты и так далее. Кстати, эта триеннале, которая обещает стать регулярной, в целом представляет собой интересный опыт погружения в современное российское искусство. Кураторы отобрали произведения 68 художников из 40 городов, таким образом дав шанс и дорогу к зрителю авторам из самых отдаленных уголков страны. Посетить триеннале можно до 14 мая и, что удобно, даже в вечернее время: кассы работают до 21.30.

Но все ж таки это те выставки, которые имеет смысл посмотреть «по пути», коль скоро вы уже оказались в Москве. А есть и другие – те, ради которых имеет смысл ехать специально. Среди них – выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», которая с 20 апреля по 23 июля будет проходить в Третьяковской галерее на Крымском валу. Руководство музея анонсировало около 100 произведений живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы к дягилевскому балету «Бал». Выставка представит все грани творчества художника, которого называют «предтечей сюрреализма», разных лет. Билеты можно уже покупать на сайте.

Кстати, стоит обратить внимание еще на один проект «Третьяковки», и тоже на Крымском валу: 17 ноября там открывается выставка Эль Лисицкого, которую можно будет посмотреть до 4 февраля 2018 года. Публике покажут живопись и графику из зарубежных музеев, проуны (произведения, созданные в рамках беспредметного искусства, изобретенного Лисицким), архитектурные произведения и эскизы. Но все это будет лишь частью выставки – рассказ о мастере российского авангарда продолжит Еврейский музей и центр толерантности – в нем будут представлены ранние работы художника, книжные иллюстрации, плакаты и фотографии.

Не отстает и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. C 9 июня по 20 августа там будет открыта экспозиция «Венеция эпохи Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе». Подробности музей пока не разглашает, но это тот случай, когда названия достаточно для того, чтобы оценить масштаб явления.

Еще одно заметное событие этого года в ГМИИэкспозиция рисунков Климта и Шиле из собрания венского музея Альбертина, которая будет проходить с октября 2017 года по январь 2018-го. Выставка крупнейших представителей австрийского искусства начала ХХ века объединит 120 работ и позволит открыть для себя в деталях художественную жизнь Вены этого периода и по-новому взглянуть на автора знаменитого золотого «Поцелуя».

Ну а если пройтись по менее очевидным музеям Москвы, то имеет смысл зайти в выставочный зал Патриаршего дворца Московского Кремлядо 4 июня там открыта выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» – представляющая шедевры готического искусства из Франции. Витражи XIII века из знаменитого парижского собора (фрагменты) впервые покинули Францию в таком полновесном составе, а кроме них в Россию приехали экспонаты Лувра, Национального музея средневековья (Клюни), других французских музеев, рукописи и документы Национальной библиотеки и Национальных архивов Франции. Кстати, наш Эрмитаж отправил на эту выставку свои лиможские эмали и произведения из слоновой кости.

Не отстает от Франции и Каталония – Московский музей современного искусства в скором времени распахнет двери для посетителей выставки «Антонио Гауди. Барселона». Выставку ждут с 22 мая по 10 сентября, а на ней – эскизы и макеты зданий великого архитектора, в том числе целый раздел будет посвящен вершине творчества Гауди – собору Саграда Фамилия, строительство которого продолжается по сей день. Кстати, еще один мостик к Петербургу: у нас сейчас проходит выставка Сальвадора Дали – так вот на московской экспозиции Гауди вы сможете посмотреть фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино.

Антонио Гауди. Барселона
Антонио Гауди. Барселона

Фото: Коммерсантъ

Но и изучение истории нашей страны в Москве можно сделать увлекательным. Например, сходив в Мультимедиа Арт-музей, где до 11 июня проходит выставка к 100-летию легендарного ТАССовского фотографа Евгения Халдея. Жизненный путь автора знаменитого снимка «Знамя над Рейхстагом» даже после прихода славы складывался непросто в политических условиях СССР. После войны его сократили из фотохроники ТАССа, спустя два года он смог устроиться работать в профсоюзный журнал, для которого снимал самодеятельность. Достойная его уровня работа стала доступна Халдею только в 1960-е, когда он начал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурных связей и «Правдой». Затем последовали его выставки, выступления, публикации книг… А за два года до смерти фотограф получил указом президента Франции титул «Рыцаря ордена искусств и литературы».

Ну и попроще – напоследок. Как вы понимаете, обойти вниманием выставку, которая называется «Красавец мужчина» – просто невозможно. Эта посвящена образу русского модника середины XVIII-начала ХХ века. Изучить, что носили наши предки, и какие образы им помогали завоевывать сердца дам, можно до 28 июля в Историческом музее.

Ну а женские образы – правда, более узкого периода истории, первой трети ХХ века, представлены в Музее Москвы. Для экспозиции «Москва. Мода и революция» 100 платьев из своей коллекции предоставил историк моды Александр Васильев, кроме них представлены 200 предметов из собрания музея – от аксессуаров до фотографий. В том числе те, что дают представление о русских домах моды в Константинополе, Харбине, Париже и Берлине. Посмотреть выставку можно до 12 мая.

Как видите, вариантов много. А когда вы знаете, где вас ждут, – город перестает быть чужим.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>