Вексельберг подарил петербуржцам Дали на свой юбилей

01 апреля 2017, 14:03
Версия для печати Версия для печати

В Музее Фаберже открылась выставка Сальвадора Дали, на которой представлено более 150 произведений этого художника. Это удовольствие настолько дорогое и дипломатически сложное, что позволить его себе в Петербурге в нынешних условиях смог только Вексельберг. Как рассказали журналистам, выставку Дали миллиардер, владелец музея Фаберже Виктор Вексельберг решил подарить горожанам на свой юбилей, так как это – его любимый художник.

Картины, выставленные в Музее Фаберже принадлежат фонду «Гала — Сальвадор Дали», а также лондонскому музею «Тейт Модерн» и частным собраниям. Это, кроме прочего — коллекции иллюстраций к «Божественной комедии» Данте и к автобиографии Бенвенуто Челлини, а также серия картин по мотивам работ Микеланджело — и некоторые из них были впервые продемонстрированы широкой публике только в прошлом году.

Суммы, в которую обошелся подарок именинника горожанам и гостям города называть журналистам не стали, чтобы не отвлекать внимание от искусства (а здесь явно было, на что отвлекаться). И все равно прозвучали слова сожаления, что выставка получилась не совсем такой, какой ее задумывали: несмотря на уже имевшиеся договоренности и подписанные протоколы о намерениях, организаторы внезапно получали отказы — предположительно, по политическим причинам. Что, впрочем, не остудило их пыла: уже в этом году в Музее Фаберже должны пройти выставки Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баскии, а в следующем — Амедео Модильяни (кто не успел на его выставку в Хельсинки, могут утешиться).

Выставку Дали в Петербурге ждали долго, причем в первую очередь — со стороны Эрмитажа, который ее анонсировал на протяжении нескольких сезонов. В итоге главный музей страны открыл экспозицию «Сюрреализм в Каталонии», частью которой стали полотна Сальвадора Дали. Она закрылась только в начале февраля. В ожидании развития темы, многие петербуржцы съездили в Москву, где ГМИИ им. А.С. Пушкина провел выставку «Капричос» Гойи и Дали, которая закрылась в минувшие выходные.

Но выставка в Музее Фаберже — новая строка в истории. И немаловажную роль здесь играет то, что она — максимально надежная с точки зрения авторства: Фонд «Гала — Сальвадор Дали», который предоставил абсолютное большинство работ, – это главный наследник произведений художника. Дали сам основал этот фонд и руководил им при жизни, фонду же досталась собственная коллекция работ Дали, именно этот фонд управляет знаменитым Театром-музеем в Фигерасе, замком в Пуболе и домом-музеем Дали в Порт-Льигате.

Монсе Агер, куратор выставки и директор музеев фонда «Гала — Сальвадор Дали» во вступительном слове к выставке пишет: «Дали обозначил путь развития современного искусства, обнаруживая при этом прекрасное знание искусства прошлого — особенно эпохи Возрождения — и глубокое уважение к ее прославленным мастерам».

Именно взаимодействию с мастерами прошлого, в основном, и посвящена выставка в Музее Фаберже, концентрирующая внимание зрителя на поздних работах мастера.

«На нашей выставке представлен сюрреалистический период, 30-е годы, потом – большая серия иллюстраций к жизнеописанию Бенвенуто Челлини, опубликованная в 1945 году, – рассказал Томас Клемент Саломон, координатор по научной работе компании «МондоМостре», которая участвовала в организации выставки. – Сам Дали очень любил эту серию, он её никому не продал и хранил до конца жизни – поэтому она сейчас находится в собственности Фонда «Гала – Сальвадор Дали». Кроме того, представлена серия иллюстраций к «Божественной комедии», которая создавалась позднее, и дальше мы переходим сразу к позднему периоду – концу 70-х и началу 80-х, когда Дали обращается к скульптуре, в том числе работам Микеланджело. Дали восхищался великими мастерами старины»

В своей статье «Сальвадор Дали и Бенвенуто Челлини. «Жизнь» и «Тайная жизнь» двух великих людей» Саломон приводит цитату: «В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь — Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли». Так выглядят первые строки его автобиографии, которую Дали писал собственноручно. Фраза стала популярной.

Возможно, написать автобиографию художника подтолкнуло высказывание Челлини — тот вообще считал, что биографию должен написать каждый честный человек, если он совершил в жизни доблестный поступок. Но — не раньше, чем ему исполнится сорок лет. Дали немного не дотерпел. А вот Челлини свою биографию стал надиктовывать помощнику, уже имея более чем полувековой жизненный багаж.

Серию иллюстраций к биографии Челлини художник написал в 1945 году акварелью и чернилами на бумаге, вольно обращаясь с текстом.

Дали находил в своей жизни много общего с жизнью Челлини, хотя последний и жил в XVI веке в Италии, а Дали — в ХХ в испанской Каталонии. Они родились в начале (каждый — своего) века, прожили долгие жизни, имели уважаемых антагонистов: у Дали это был Пикассо, а у Челлини — Микеланджело.

Интересно, что несмотря на то, что Дали ассоциировал себя с Челлини, другая серия его работ — куда более масштабная — посвящена как раз произведениям Микеланджело. И это эмоционально очень сильная серия, в которой отразилась смерть музы и возлюбленный Сальвадора Дали — Галы, случившаяся в 1982 году. Легко узнаваемые черты «Пьеты» Микеланджело проступают в написанной в тот же год работе «Геологическое эхо. Пьета», а скульптуры «Пьета Палестрина» – в безымянной картине с аналогичными чертами у Дали. Все это было о ней.

Несмотря на мрачные тона, в которые была окрашена жизнь величайшего фантазера ХХ в последние годы, выставка оставляет светлое впечатление. Вместе с сюжетами Данте зритель через залы проходит от ада к раю, попутно видя большие и светлые работы более раннего Дали — например, инфернально подсвеченную «Женщину с бабочкой» (1958) из оргстекла и «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), на котором художник изобразил Яна Вермеера за мольбертом и на дальнем плане – самого себя в детстве. Вермеера Дали неоднократно изображал на своих картинах, преклоняясь пред его талантом. Кстати, это произведение фонд «Гала — Сальвадор Дали» приобрел только в 2011 году за рекордные 7,8 миллиона евро у частного коллекционера.

Выставку дополняют крупные фотографии самого Дали в застекленной галерее и документальный фильм о Музее-театре в Фигерасе, в котором использованы фрагменты съемки с участием самого Дали и рассказы о его собственном отношении к своим работам. В частности — о портретах Галы, которые художник просил никогда не вывозить на выставки, чтобы он всегда мог прийти и посмотреть, как она ему улыбается...

Экспозиция будет открыта до 2 июля.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>