Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/4922

16 марта 2017, 14:32

Категория: кино

В прокате «Афера по-английски»: Отцы и дети


Фото: скриншот видео с сайта youtube.com

На экранах – «Афера по-английски», двойной бенефис больших актеров Майкла Фассбендера и Брендана Глисона. Режиссер Адам Смит до сих пор был более всего известен как создатель фильма-концерта группы Chemical Brothers «Don’t Think». Их музыка звучит и в «Афере», но фанатам электронщиков просьба не беспокоиться. Это кино не для них.

Это фильм для двух больших британских актеров: Майкла Фассбендера и Брендана Глиссона. Ни тот, ни другой не испытывают нужды в бенефисах. Оба обладают исключительной киногенией. Фассбендер любой фильм превращает в сольный перформанс просто ввиду своей органики. Его визитной карточкой можно считать сцену в «Голоде» Стива Маккуина, в которой он «держит кадр» статичным планом рекордные полчаса, и от этого монолога глаз не оторвать. У Глисона было тоже много сольных выходов, вроде «Голгофы» Джона МакДонаха.

В «Афере» им достались роли отца и сына. Оба – «романтики с большой дороги». Папа-Глисон – на почетном отдыхе. Сын-Фассбендер – весельчак в самом расцвете сил. Несмотря на то, что заняты они одним делом, конфликт поколений налицо. Один носит спортивный костюм с увесистым крестом, проповедует, цитирует библию и воровской закон чести. Другому бандитская деятельность ничуть не мешает быть первоклассным папашей и весело проводить время с детишками, которых он очень хочет вывести в люди. Сам герой Фассбендера читать-писать не умеет – так пусть хоть чада научатся. Персонаж Глисона так не думает.

 

Поначалу может показаться, что Смит пытается разыграть козырную карту британского криминального кино, пройти тропой МакДонаха и Гая Ричи. Все родовидовые признаки налицо: колоритные персонажи второго ряда (вроде выдающегося умственно отсталого воришки: то с курицей, то с дохлой собакой под мышкой), пестрая фактура (леса, герои, которые живут в вагончиках, бобби в своих фирменных шлемах). Но фильм этот, как уже было сказано, снят для актеров. И они, а не сценарные находки и фактура, определяют облик «Аферы». Так даже лучше.

Глисон и Фассбендер превращают криминальную драму в поединок поколений. Из конфликта отцов и детей раздувается нечто много большее. Препирательство двух колоритных ирландцев перерастает в самое настоящее противостояние миров. Старого и нового. Собственно, отцов и детей. Криминала и обывательства. Глисон в образе старого лиса отстаивает живость вечных воровских принципов: не верь, не бойся, не проси. Привет ворам, позор мусорам. Фассбендеровский ухарь защищает право каждого человека на самоопределение. Хочу – тачки угоняю, а хочу – в университет поступаю. Тут же еще проступает модная линия чудачества как лучшей формы воспитания, одна из любимых тем нового кино: об этом снимают и в Европе («Чудеса» Аличе Рорвакер), и в Штатах («Капитан Фантастик» с Вигго Мортенсеном).

Иногда отдать актерам фильм на растерзание – лучшее, что можно с ним сделать. Срабатывает это, конечно, только с персонажами уровня Глисона и Фассбендера. Они добавляют сюжету не только драматургического напряжения, но и глубины. «Аферу» можно увидеть как фильм про старое и новое. Можно – как криминальную комедию (есть правда очень смешные эпизоды). Можно – как кино про Ирландию и сепаратизм (благо, и Фассбендер, и Глисон – представители этого маленького, но гордого народа). Можно трактовать его как фильм про Трампа и Клинтон, про Путина и Навального. И все точки зрения, все уровни восприятия будут совершенно верными и правомерными. И всё – не в обиду меломану Смиту будет сказано – благодаря Фассбендеру и Глисону. Но и актеров таких – раз-два и обчелся.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»