Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/4916

18 марта 2017, 13:46

Категория: афиша плюс

Культура на диване: гид «Фонтанки» по онлайн-концертам и выставкам


Фото: скриншот с сайта fabergemuseum.ru

Искусство, следуя трендам, устремляется в интернет. Концертные залы и театры проводят прямые трансляции выступлений артистов, а музеи – виртуальные выставки, которые не требуют от посетителей стояния в очередях и, что характерно, денег за просмотр. «Фонтанка» составила краткий путеводитель по учреждениям культуры, в которых можно побывать, не вставая с дивана: послушать, например, премьеру в Мариинке, концерт звезд в Москве, etc.

Хотя в нашем обзоре центральное место занимают петербургские учреждения культуры и немного – московские, говоря об искусстве онлайн, стоит упомянуть такой ценный сервис, как Культурный институт Google. Возможность посетить крупнейшие музеи мира, рассматривая картины и скульптуры, и даже обнаружить себя в горах Перу за изучением древнего города Мачу-Пикчу, открывается на сайте.



Фото: скриншот с сайта www.google.com/culturalinstitute/beta/

Оцифрованных копий экспонатов, находящихся в России, там собрано свыше 13 тысяч — примерно столько же, сколько из Китая. И это втрое меньше, чем экспонатов из США или Германии. Подборка петербургских музеев, которые присутствуют в этом проекте, не самая очевидная: ожидаемым Эрмитажу и Русскому музею составляют компанию лишь Эрарта, Музей уличного искусства и Музей обороны и блокады Ленинграда. Причем представление о них дается лишь пунктирное: загружены видовые панорамы 360 градусов, позволяющие прогуляться по залам своими ногами – впрочем, довольно быстро посетитель обнаруживает себя «запертым» в двух-трех залах, без дальнейшей возможности передвижения по зданиям. Так что отдельные подборки экспонатов, видеоролики о музеях и онлайн-выставки можно смотреть там, а вот за виртуальными прогулками лучше обращаться к сайтам самих музеев.

Например, на сайте Государственного Эрмитажа можно выбрать интересующее здание — в главном комплексе, Главном штабе, Зимнем дворце Петра I, Меншиковском дворце или Музее императорского фарфорового завода. Перемещаться между залами не вполне удобно: в каждом наблюдателя просто «ставят» в центр зала, и перейти в соседний можно только резко сменяя один зал на другой. При этом угадать, в какую сторону ты двигаешься по анфиладе, можно только точно зная названия залов и держа в голове план (или регулярно выходя из режима просмотра и возвращаясь к схеме). Ну и что касается экспонатов, то информация представлена лишь о некоторых из них.



Фото: скриншот с сайта hermitagemuseum.org

Обновленный сайт Русского музея гораздо удобнее в плане совершаемых перемещений, если, конечно, привыкнуть, что вращение картинки с помощью мышки осуществляется в обратную сторону: ты тянешь картинку вправо – она двигается влево, и наоборот. Здесь можно совершить полноценные прогулки по Михайловскому дворцу, Корпусу Бенуа, Флигелю Росси, Михайловскому замку, Строгановскому дворцу, Мраморному дворцу, а также Домику Петра I и Летнему саду. Способы перемещения по залам – разные: можно просто бродить, нажимая на стрелки в нижней части экрана, а можно выбирать конкретный зал на схеме или по фотографиям.



Фото: скриншот с сайта virtual.rusmuseumvrm.ru

Неплохую онлайн-прогулку можно совершить с недавних пор по зданию Кунсткамеры. Информация о группах экспонатов здесь достаточно подробная, а самое интересное – что можно забраться «внутрь» Готторпского (Большого академического) глобуса, стоящего в башне, и рассмотреть вблизи созвездия, написанные с его внутренней стороны.



Фото: скриншот с сайта tour.kunstkamera.ru

панорама внутренней части Готторпского (Большого академического) глобуса
панорама внутренней части Готторпского (Большого академического) глобуса

Фото: скриншот с сайта tour.kunstkamera.ru

Заманчивой выглядит прогулка по зданию Шуваловского дворца – Музея Фаберже. Правда, тоже стоит привыкнуть, что поворот здесь, как и в Русском музее, обратный. Рассмотреть можно не только интерьеры, но и знаменитые яйца Фаберже, но лишь на фотографиях – описаний к ним не прилагается.



Фото: скриншот с сайта fabergemuseum.ru

А вот ГМЗ «Петергоф» предлагает не только посмотреть на некоторые свои панорамы и посмотреть фотографии объектов с краткими комментариями, но и посмотреть, как эти виды выглядят с вертолета. Есть еще опция созерцания «Самсона» онлайн – в любое время, даже ночью, – но учтите, что в данный момент фонтан выключен на зиму.



Фото: скриншот с сайта peterhofmuseum.ru

Что касается Москвы – неплохую прогулку предлагает Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Движение мышки, правда, тоже отражается зеркально. Но об экспонатах рассказано подробно, а самое удобное – можно, не выходя из режима просмотра, видеть себя на схеме. Есть онлайн-аудиогид.

Возможно, в будущем успешным станет сайт Государственного каталога Музейного фонда России: он полезен, если вам нужен не тур по зданию, а конкретный экспонат, и вы, допустим, не знаете, в каком музее он находится (или, как вариант, ищете все работы определенного художника, имеющиеся в России). Но пока что на запрос «Девятый вал» Госкаталог выдает лишь репродукцию картины Айвазовского в Национальном музее Республики Калмыкия. А вместо «Черного квадрата» – четыре неожиданных предмета (от письменного прибора до игольницы), ни один из которых не является творением Малевича.



Фото: скриншот с сайта goskatalog.ru

Виртуально можно побывать не только в музеях, но и на концертах. Например, в Мариинском театре. Конечно, на интернет-телевидении трансялируется далеко не каждый концерт. Но на некоторые особенно востребованные вечера можно попасть виртуально, не толкаясь в очереди к администратору. Сайт медиавещания Мариинки после показа концерта запись сразу не удаляет, а сохраняет до следующего эфира. Поэтому, если вы не смогли быть у компьютера к прямой трансляции — посмотрите потом в удобное время. Например, 18 марта там транслируют оперу Жюля Массне «Вертер», а 21 мартамировую премьеру оперы Бориса Грабовского «Горе от ума». И то, и другое произведение прозвучит в концертном исполнении.

С недавних пор прямые эфиры своих концертов проводит и Филармония. Правда, на сайте Филармонии можно найти не так много записей. Более удобно пользоваться группой «В Контакте», где размещено множество записей, а также анонсируются следующие трансляции.

Кстати, у Московской филармонии этот процесс налажен гораздо надежнее. Во-первых, видеозаписи большого числа концертов легко находятся на её сайте.  Также на отдельной странице сайта Московской филармонии можно найти анонсы трансляций. В данный момент расписание он-лайн концертов известно до 25 марта. Ближайший – 18 марта, "Британский орфей": арии, вокальные дуэты и сцены из опер Генри Пёрселла в Камерном зале Филармонии исполнит ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал».



Фото: скриншот с сайта meloman.ru

У драматических театров ситуация сложнее, потому что для адекватной передачи спектакля средствами телеэкрана необходим показ с разных камер, смена планов – в общем, это будет уже отдельное произведение визуального искусства. Поэтому большинство театров предпочитают транслировать в сеть не спектакли, а другие мероприятия своей афиши – например, лекции.

Александринский театр проводит на своем сайте трансляции некоторых мероприятий. В медиатеке Александринки также доступен архив. Ближайший предстоящий эфир запланирован на 25 марта на 19.20 – это будет выступление искусствоведа Марины Блюмин «Агиттекстиль и символы Советской эпохи».



Фото: скриншот с сайта alexandrinsky.ru

Большой театр в Москве проводит в этом сезоне большие профессионально организованные трансляции, которые показывают в кинотеатрах. Но можно их смотреть и на сайте. Ближайшая – 19 марта, вечер современной хореографии: «Этюды» Черни в хореографии Харальда Ландера, «Клетка» Стравинского в постановке Джерома Роббинса и «Русские сезоны» Десятникова в постановке Алексея Ратманского.

Также онлайн-показы проводят Театр им. Евг. Вахтангова, Театр сатиры, Театр им. В. Маяковского — но в первую очередь это трансляции в кинотеатрах небольших городов России или платные — на сайтах-посредниках.

Алина Циопа, Фонтанка.ру