Машина времени

25 февраля 2017, 15:52
Версия для печати Версия для печати

Крым и проблемы регионов, религия и вера, вопросы патриотизма. Нет, это не анонс политической дискуссии, а лейтмотивы студенческой выставки в консервативном вузе. В петербургской Академии художеств имени Репина показывают работы с летней практики студентов.

Есть возможность в рамках расслабленного ученического академизма увидеть и Крым, и российскую глубинку, и живописную заграницу. К тому же наш академизм меняется куда неспешнее, чем политический курс, а «Репинка» с ее старорежимными учебными планами остается уютной «машиной времени» для ценителей благородного и техничного русского искусства. Именно русского, а не российского, и хотя бы за это можно простить институту старомодные приемы.

Итак, зачем все же стоит идти на выставку учебных, то есть промежуточных достижений? Во-первых, это лучшее, что сделали в сезоне студенты крайне труднодоступного вуза. Значит, заведомо сильно лучше пошлых «раскрасок», которыми торгуют в «Перинных рядах». Во-вторых, несмотря на строгость академической системы, летние работы все же более раскованы, чем постановки, исполненные в стенах института. Ну и, в-третьих, они ближе и понятнее зрителю, чем тот же Ян Фабр с его неоднозначным эпатажем. Это странно, но в России академизм стал самым «народным» искусством, хотя в мировой практике, как правило, все наоборот.



Фото: Анастасия Семенович

При всем нагнетаемом вокруг Академии официозе студенческие работы умиротворяюще аполотичны. Взять хоть тот же Крым – на выставке много работ, написанных на даче Архипа Куинджи, которая еще при жизни художника работала как студенческая база (первую поездку своих учеников на этюды в Алупку художник профинансировал сам). Меняется политическая география вокруг, рушатся государства, сам полуостров, «как мешок с картошкой», кочует через границу, а в Алупке пишут все те же виды, с пахнущим тропиками Воронцовским парком и экзотическим дворцом, глыбами на пляже и срезанной вершиной Ай-Петри. Глядя на эти пейзажи, не скажешь наверняка, в какой стране (в СССР, России, Украине?) они написаны, они просто греют душу и радуют глаз. Студенты десятилетиями не меняют локации практики: кажется, если где-то существует титульная для режима стабильность, то в перетекающем из поколения в поколение быте и темах художников-академистов. Вам предлагают россыпь пейзажей, мимолетных портретов, так называемые «ночные этюды», даже мозаику и пару копий эрмитажных работ. Крымские этюды особенно выгодно смотрятся на фоне более пасмурных и чинных осенне-зимних работ. Притом, в выставленных этюдах нет сладкой открыточности, навязываемой молодым художникам потребительским вкусом. На такой Крым, Архангельск, Михайловское хочется смотреть и смотреть.

Кроме того, студенческая выставка предполагает сокращение дистанции между автором и зрителем. Отправляясь смотреть «выжимку» с летней практики репинцев, мы не настраиваемся на шедевральную мощь экспозиции, которой нас последние год-два давят кураторы ведущих музеев страны. Это не ватиканская коллекция в Третьяковке, не Кандинский в Русском музее, навалившиеся вдруг девятым валом авторитетов. А между тем, большинство «авторитетов» учились в стенах этой самой Репинки, а сейчас здесь можно упражняться в умении видеть таланты смолоду. Впрочем, у традиционализма есть и очевидный минус – вольное или невольное копирование композиций, приемов, деталей. Опытный зритель не раз поймает себя на мысли, что этот ракурс или палитру он уже видел, и раскритикует Академию.



Фото: Анастасия Семенович

Тем не менее, учебный академизм собирает толпы зрителей. В дни открытых дверей после первого семестра, когда в Академию пускают всех желающих, в мастерских было не протолкнуться. Так называемые «просмотры» – в общем-то, мероприятие для студентов конкурирующих вузов и ностальгирующих выпускников. И возможность посмотреть, что такого целыми днями (а подчас и ночами) делают в старых мастерских молодые художники вместо того, чтобы прибивать к брусчатке части тела. Но в январе на факультетах живописи, графики, и даже архитектуры был настоящий аншлаг. Самодеятельные экскурсии для школьников, абитуриенты, застывшие у монументального рисунка, просто мамы с детьми, пришедшие, как в музей. Просмотры – ритуал каждого полугодия, и там выставляют не лучшее, а все скопом, да еще с профессорскими оценками. Тут же стоят мольберты, чайники, кружки, висят спецовки и старые свитера с пятнами краски. Совсем не по-музейному. Но этот кустарный антураж, кажется, привлекает все больше сторонних людей. Особенно контрастирует учтивое внимание публики с ажиотажем вокруг распродажи фондов Академии Штиглица, либерального антагониста «Репинки».

Ну и, наконец, в работах практикантов, кроме вышколенного рисунка, есть легкость и беззаботность молодости, экспрессия (что не всегда доступно «взрослому» академизму). Как бы не ругали студенты ущербный быт базы в Пушкинских горах, разбитую кухню бывшей дачи Куинджи или подозрительное расселение по частникам в деревне под Архангельском – в итоге получаются теплые и обаятельные работы, смотреть которые необременительно и приятно. И это нестыдная, не застойная, в вполне себе живая стабильность, которая необходима для здоровья психики.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>