Цирк не по-детски: белые тигры, терминаторы, бешеная скорость

08 февраля 2017, 16:36
Версия для печати Версия для печати

В Цирке на Фонтанке прошла петербургская премьера программы Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «ЦиркUS 2.0». Повод для скепсиса изначально: в отличие от московской версии нам не обещали ни аттракциона «Среди хищников» самих братьев Запашных, ни титулованных китайских гимнастов, крутивших пять сальто в воздухе. Однако эксперт «Фонтанки», посетив шоу, была приятно удивлена, увидев полноценное цирковое представление для взрослых.

Братья Запашные делают третий заход в Петербург за последние полгода и снова переносят в петербургское пространство созданное в Москве представление. Однако на этот раз за переносом лично следил автор и создатель программы Аскольд Запашный. В результате петербуржцы увидят продуманный до мельчайших деталей продукт, в котором есть место интересным режиссерским решениям и высококлассным трюкам.

Заменивший Запашных дрессировщик Сергей Нестеров привез визуально очень эффектный аттракцион с белыми тиграми. Эти искусственно выведенные животные по природе своей не столь динамичны, зато более вальяжны и элегантны по сравнению со своими рыжими собратьями. Используемая Нестеровым контактная дрессура, в которой нет ни хлыстов, ни водометов, а есть тонкая сетка вокруг манежа да крошечная пластиковая палочка самого Нестерова, превращают номер в счастливый симбиоз чуткого, внимательного и ласкового к животным человека и снисходительных, полных достоинства хищников. Когда в финале номера на манеж выбегает ручная львица и начинает, словно большой котенок, обниматься с дрессировщиком, тереться ему об ноги и лицо, ласкаться, кататься по манежу, становится понятно, что Нестеровы не дрессируют своих кошек, а дружат с ними. Аттракцион Нестеровых – хороший ответ тем противникам животных в цирке, которые любят осуждать, ничего не зная о том, куда движется современная дрессура. Кроме того, Нестеровы впервые в истории привезли в Петербург южноафриканского носорога, которого выводят на манеж не просто напоказ как экзотический экспонат, но как полноценного артиста. Он крутит вольты, бегает рысью, кланяется. Акробатическо-гимнастическая часть программы в сравнении с московским оригиналом не сильно потеряла, а в какой-то степени даже приобрела: петербуржцы станут первыми зрителями в России, которые увидят команду акробатов Сергея Трушина на подкидных досках в статусе победителей и обладателей Золотого клоуна Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло 2017 года.

Однако главное достоинство программы не столько в ее участниках, сколько в непривычном для традиционного цирка решении. Режиссер Аскольд Запашный задался целью показать зрителю цирк будущего, в котором человек взаимодействует и соперничает с новейшими компьютерными достижениями. Большой Московский цирк привез в Петербург программу, в которой победу празднует человеческое тело, совершенное и тренированное до такой степени, что стало подобно механизму. Требуя от артистов слаженной динамичной работы, будь то жонглеры или акробаты, режиссер намеренно взвинчивает темп представления и каждого отдельного номера, словно пытаясь запутать зрителя: не успевает закончится один трюк, за ним следует другой, меняются плоскости и ракурсы, свет и музыка. По мысли Аскольда Запашного программа, воплощающая образ цирка будущего, оказывается территорией столкновения человека, которому доступна точность и совершенство робота, и робота, которому недоступна сила чувств. У представления есть демиург: он вещает философские мысли о власти мгновения, риска, отваги, подводящие к каждому номеру, – и впервые подобные сентенции кажутся не чужеродными вставками, но воспринимаются как органичные послания из будущего. Идея программы читается уже в зачине, когда униформисты, пока рассаживаются последние зрители, вместе со своим шефом – клоуном Николаем Коноваловым – пытаются разобраться в принципах управления роботом-андроидом, блестяще разыгранным Анваром Саттаровым. Вопрос, кто смышленее, сильнее, ловчее – робот или человек – решается в течение всего представления. Клоунский дуэт, словно противодействие двух сил – человеческой и механической, – смакует дилемму в комическом ключе. А на манеже идет настоящая смертельная борьба – в сложнейших трюках раз за разом, номер за номером артисты Большого Московского цирка доказывают свое превосходство над механизмами и лазерами.

Авторы спектакля – а кроме Аскольда Запашного это режиссер-постановщик Евгений Шевцов и хореограф Ольга Полторак – создали симбиоз собственно артистических умений и постановочных решений, в котором каждый элемент работает на общую идею. Кордебалет настолько органично вписан сразу в несколько номеров, что кажется, будто хрупкие танцовщицы тоже умеют крутить сальто. При этом собственно цирковые обучены танцевать на зависть многим профессионалам. Кордебалет работает так, что в нужном месте дает отдышаться артистам, отвлекает на себя внимание тогда, когда нужно сменить мизансцену. Той же цели служат и изобретательные клоунские репризы, возвращая клоунское бытие к его почти забытой прикладной функции – отвлекать зрителя пока идет монтаж реквизита. Художники и авторы костюмов сумели создать на манеже визуальный мир из эпохи звездных войн, одев всех артистов словно терминаторов. Осветительский цех успешно – а у Запашных далеко не впервые – соединил цирк с компьютерными технологиями на самом высоком уровне: многочисленные лазеры, лазерные проекции и даже голографические эффекты работают на визуальный образ представления. При этом для создания желаемого Запашным не хватило технической «начинки» только что отремонтированного петербургского цирка – в ближайшее время из Москвы будут довозить оборудование.

Программа «ЦиркUS 2.0» – это редчайший случай за последние годы в нашем цирке, когда содержание идеально совпало с формой и трюковым наполнением. Декларируя цирк будущего как цирк высочайших достижений, создатели спектакля привлекли к участию артистов, демонстрирующих лучшее, что есть в российском цирковом искусстве. Кроме упоминавшихся Трушиных, работающих на подкидных досках, словно киборги, в спектакле есть целый ряд других замечательных акробатических и гимнастических номеров – гимнасты-вольтижеры Марины Козаковой, гимнасты на турниках Эдуарда Колыхалова, гимнасты на ремнях при участии Александра Семенова, Елены Петриковой и Елены Бараненко, восьмерка акробатов под руководством Екатерины Змиевской, акробаты на «Колесе жизни» Кирилла Капустина. Номер группового жонглирования под управлением Илоны Таланиной смотрится оригинально благодаря использованию столов, которые позволяют жонглировать в разных плоскостях и на разных уровнях. Даже традиционный для цирка жокейский номер под управлением обладателя серебряного клоуна Монте-Карло 2015 года Якова Экка выглядит свежо и ярко, благодаря уникальным трюкам совсем еще молодых артистов и бешеной скорости исполнения.

Запашные явно стремятся восхитить и увлечь цирком тех, кто по привычке считает его детским искусством — отсюда и уровень трюков и противостояние человека и машин как главная тема зрелища. По этой же причине программа напрочь лишена приевшегося заигрывания со зрителями. Остается пожелать Запашным, чтоб и в их программах для детей не было сусальности и сюсюкания. Дети быстро становятся взрослыми: хорошо бы, чтобы до тех пор, когда они дорастут до «цирка будущего», у них не выработалось стойкое отвращение к цирку вообще, что у во сегодняшних взрослых, кстати, не так уже и редко приходится наблюдать.

Ирина Селезнёва-Редер, специально для «Фонтанки.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>