
Марш глобалистов: иранский «Коммивояжер» на экранах

В прокате «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади, триумфатор Канн и наиболее вероятный претендент на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Фильм исключительно важный для текущего момента. Однако в связи с указом нового президента США режиссер не сможет приехать на торжественную церемонию.
Волею случая аккурат накануне старта российского проката «Коммивояжер» и его создатели оказались в центре международного скандала. Асгар Фархади не сможет посетить церемонию вручения «Оскара», на который номинирован. Потому что новый президент США Дональд Трамп запретил въезд в страну, созданную и населенную мигрантами со всех концов Земли, гражданам Ирана. А Фархади гражданином суровой исламской республики является. С режиссера не убудет: власти Британии уже предложили ему, если что, наведаться за «Оскаром» в Лондон. Да и Американская Киноакадемия выступила, как уже повелось, с решительным протестом. Наконец, звезда «Коммивояжера» и самая известная иранская актриса Таране Алидусти заявила о бойкотировании «Оскара» в связи с расистскими высказываниями и указами новой администрации США. Где такое еще увидишь: граждане тоталитарного государства сражаются с угрозой расизма и популизмом в самой свободной стране нашей галактики.
Редкий случай: скандал «Коммивояжеру» ничуть не вредит, а дополняет фильм новыми смыслами, придает ему еще одно измерение. Ровно то, какого тихой и камерной драме не хватало, чтобы стать громким событием. Название ленты отсылает к пьесе Артура Миллера: её репетируют и играют в театре главные герои, супружеская пара молодых актеров. А между репетициями-спектаклями они переезжают в свежеснятую у коллеги по подмосткам квартиру. Но у жилплощади, как выясняется, паршивая репутация: прежде здесь жила проститутка, которая клиентов принимала на дому.
Миллер тут вполне даже при чём: Фархади, в первую очередь, первостатейный драматург. «Коммивояжер» успевает побывать и семейной драмой, и фильмом про дом с привидениями, и фильмом про кризис отношений супругов, и высказыванием про насилие, жертвой которого становится главная героиня. Когда же на арену выходит преступник – драма оборачивается триллером, а злодей – жертвой. Фархади определенно прекрасно усвоил уроки не только Миллера, но и Олби, и Уильямса, и Хичкока, и, в принципе, всех мастеров американской драматургии и сторителлинга двадцатого века.
Еще выгоднее смотрится это многообразие видов благодаря брутальному документальному решению фильма, который создает постоянный соавтор Фархади, оператор Оссейн Джафарьян. Тем более оно уместно, что звезда Алидусти и ее партнер Шахаба Хоссейни играют максимально сдержанно, почти исключительно на полутонах.
Про восточное кино вообще принято говорить как про такую экзотику – дескать, дикари взяли в руки камеры и давай снимать что-то удивительное. Тягой к той же экзотике принято объяснять популярность иранского, турецкого, индийского, китайского кино на европейских фестивалях: «закатывающуюся» Европу потянуло на восточные сладости. «Коммивояжер» наглядно демонстрирует, откуда популярность. Это не экзотика, а, скорее, «всемирная отзывчивость». Лента Фархади интересна, в первую очередь, тем, как любопытно преломляются в ней традиционные художественные приемы и техники западного мира последних пятидесяти лет. Драматургические новаторства, моднявая европейская документальность, работа с простейшими, дешевыми и мобильными камерами, специфический, мягкий стиль актерской игры. «Коммивояжера» вполне можно назвать манифестом западничества: даром что увлечение любыми плодами этой части света в стране, где Фархади живет и работает, чревато. Его коллега, Джафар Панахи, провел несколько лет под домашним арестом и в судебном порядке был лишен права снимать кино – за то, что снимал что-то такое, по мнению меджлиса, не угодное Аллаху.
Европейская культура восточной не чужда. Они связаны теснейшим образом. Пикассо и Матисс восхищались выразительностью исламского искусства. Панахи, Фархади и другие вдохновляются Миллером, Чеховым и Стриндбергом. Что лишний раз доказывают истину, которая американскому президенту незнакома – ее на бизнес-курсах не преподают, да и чтобы строить казино с гостиницами она ни к чему. Мир большой и разный. Возводить стены между государствами – дело политиков. Культурные же деятели эти границы разрушают. Искусство живет только процессом слияния. Кино же по природе своей универсально: оно понятно всем и везде, не зря авангардисты двадцатых годов понимали его как своеобразное эсперанто. И нет ничего увлекательнее, чем следить за тем, как носится по миру эхо больших культурных событий и мод. Как Чехов аукается в Иране, а Хичкок – в Палестине. Ради этого (хотя бы) стоит следить за художественной жизнью далеких стран. И пускать деятелей их культуры к себе в страну, а не закрывать границы — тем более, для тех, кого выбрали большие эксперты в серьезной культурной институции.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26