Семен Михайловский: «Погрузиться в культуру Китая — как на Луну слетать»

20 января 2017, 12:37
Версия для печати Версия для печати

На ступенях «Манежа» появился воин «Терракотовой армии» – копия одной из статуй, захороненных в Сиане в 200-х годах до нашей эры, приветствует посетителей выставки современных военных художников из Китая. Куратор проекта – ректор петербургской Академии Художеств Семен Михайловский – рассказал «Фонтанке», как внедрялся в китайскую армию, чтобы провести экспозицию этих необычных работ в России.

Выставка «Китайская армия», организованная единым комиссаром Российского павильона на Венецианской биеннале Семеном Михайловским, обещает стать ярким событием в культурной жизни Петербурга. Доселе в России не проводилось масштабных выставок произведений, созданных такой закрытой от посторонних глаз структурой, как Народно-освободительная армия Китая. Авторы картин и скульптур, фиксирующих и прославляющих жизнь военных Поднебесной, – лейтенанты и подполковники — профессиональные художники из армейской Академии искусств. Увидеть их произведения можно с 21 января до 10 февраля.

- Семен Ильич, как вы вышли на эту тему — искусство в китайской армии?

- Эта история для меня началась лет пять назад, когда в Академию художеств пришла делегация военных художников. В этот день меня не было, делегацию принимал проректор, а потом, когда я пришел на следующий день, то увидел на столе изумительные книги, выпущенные Академией искусства Народно-освободительной армии Китая. Посмотрев их, я понял, что это очень интересное и неожиданное явление: с одной стороны, Китай — одна из немногих стран, где существует государственный заказ, где работает академия художников при китайской армии, где на общество накладываются определенные ограничения. Но с другой стороны, мир большой, и Китай сейчас ему открыт, и художники хотят как-то себя проявить и показать. Кроме того, эти художники – люди, которые представляют самую многочисленную армию мира и создают ее образ. Это очень интересно.

- В России ведь тоже есть культурные институты при армии?

- У нас есть Студия военных художников имени Грекова, но она, к сожалению, изживает себя. Мы обсуждали эту тему с руководителем департамента культуры Минобороны Антоном Губанковым, ныне покойным, вместе ходили смотреть их работы, но я не почувствовал такой энергии, какую излучали работы их китайских коллег. Антон провел небольшую выставку китайских военных художников в Москве, после того, как я рассказал ему об этой теме. А взамен художники из студии имени Грекова выставлялись в Китае. Я на него тогда немного обиделся, потому что хотел провести по-настоящему большую, серьезную выставку и взять в свои руки выбор произведений, а не отдавать его на откуп китайской стороне. Но когда было решено провести экспозицию в Петербурге, и мне понадобилось официальное письмо Минобороны, Антон нас поддержал. Он должен был присутствовать на открытии этой выставки в Манеже, за день до трагедии я написал ему смс с датой открытия... Он пытался создать новый образ армии и много для этого сделал, но его возможности были ограничены. А у китайцев этот процесс как раз идет. И, кстати, возглавляет Академию искусств первая леди Китая, жена Си Цзиньпиня. Я узнал об этом недавно, хотя занимался темой в течение пяти лет, планомерно собирая публикуемые материалы. Китайцы очень ревниво относились к моей затее, потому что не могли понять мою мотивацию. Но я видел, что это уникальное явление. Сама численность этой армии, само слово «Китай» и все, что с ним связано, не может не вызывать интерес. Причем трудно определить, что это такое: это и не современное искусство, но и не классическое, не пропаганда в чистом виде, но и не независимое искусство. Оно является в известном смысле заказом, но с другой стороны, художники достаточно свободны и понимают, какой сложный мир их окружает, и в каком контексте искусства они находятся. Поэтому они создают свои работы как в традиционной технике гохуа, так и ориентируются на поп-арт, соцреализм, гиперреализм и другие направления искусства. Китай вбирает в себя все. Сейчас армия у них становится более открытой, и самая эффектная ее презентация – парад 1 октября на площади Тяньаньмэнь. У нас на выставке будут кадры этого парада.

- Что еще неожиданного мы увидим на выставке?

- Мы подвешиваем к балкам ящики, в которых нам прислали работы. И когда ты входишь, рождается сравнение с Магриттом — такой сюрреализм, когда ящики зависают над полом. А стена цвета красного знамени перерезает пространство первого этажа. Кроме того, мы создали эффект знаменитых археологических раскопов в Сиане, где находится «Терракотовая армия». В процессе работы видел это бесконечное количество фигур своими глазами. Мы привозим 18 копий терракотовых скульптур, потому что слова «китайская армия» в нашем сознании ассоциируются именно с «Терракотовой армией», и показать их было бы логично. Но в первую очередь мы показываем не саму терракотовую армию, а работы художников, причем современных, начиная с 1990-х годов и до сегодняшнего дня. А копии терракотовых воинов интегрированы в эту экспозицию.

- Какова тематика картин?

- Учения, медицина, отдых, тренировки — всего 12 разделов. Но есть одно исключение: мне предложили в конце показать одну работу, на которой была изображена не армия, а фламинго и слоны, причем в метро. Я удивился: «Извините, что это означает?». Мне ответили: «Мы не хотели бы, чтобы была показана только армия». Я не мог отказать, и вот на выставке будет эта одна работа, которая была предложена ими, совершенно неожиданная. А всего у нас более ста работ.

- Что представляет из себя Академия искусств Народно-освободительной армии?

- Это институт, в который люди поступают, учатся и получают звания, уже занимаясь искусством. Там есть бакалавриат, аспирантура, творческие мастерские. Разные факультеты — литературы (который, кстати, окончил лауреат нобелевской премии по литературе Мо Янь), изобразительного искусства, музыки... На этой выставке мы будем видеть работы лейтенантов, майоров, полковников. Причем один лейтенант — совсем молодая девушка, но она, как и все, носит военную форму — там так положено, это военное учреждение и вести себя там просят соответственно. Погрузиться в эту культуру – как на Луну слетать: это другая цивилизация, другой образ жизни, другой образ мышления. Поэтому работать с этим материалом невероятно интересно. Это совсем другой опыт, нежели американское или европейское искусство. И непонятно, что так притягивает в этих работах. Они вневременные, и в них есть что-то магическое.

- Какова судьба этих работ на родине? Украшают ли в Китае ими общественные пространства или отправляют в музеи?

- Это одна из немногих стран, где существует система госзаказа, государство покупает работы, и потом они идут в фонды и в музеи. Им важен сам процесс – изображать армию, чтобы сохранить ее образ в истории.

- Какое ощущение испытывали вы, работая с этим материалом? Это все-таки армия, притом чужая.

- Я чувствовал себя как первооткрыватель, пионер. В этом была сложность. Китайцы настороженно относятся к контактам вообще и к физическим прикосновениям в частности. Вообще это страна, которая последние десятилетия демонстрирует свою открытость, но при этом между людьми сохраняется определенный барьер. Поначалу к тебе относятся настороженно, но с каждым днем ты становишься ближе и ближе, и тебе позволяют чуть больше смотреть, больше общаться. Когда мне дали возможность работать с материалом, это был знак доверия.

- Эта выставка – попытка наладить контакт между людьми разных стран или желание показать со стороны идеологическое искусство, которое у нас, хотелось бы надеяться, осталось в прошлом?

- Все, что вы перечисляете, но все вместе. Поэтому выставку они предложили назвать «Расцвет китайской цивилизации», а мы – «Китайская армия». В этих двух словах есть много смыслов.

Беседовала Алина Циопа, Фонтанка.ру

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>