Гоголь. Театр. Смерть

17 декабря 2016, 17:26
Версия для печати Версия для печати

В субботу, 17 декабря, Валерий Фокин выпускает вторую редакцию спектакля «Ваш Гоголь». Теперь у его названия появилась вторая часть. Он называется «Ваш Гоголь. Последний монолог». Изменилось также и пространство для игры – спектакль о последних мгновениях жизни классика обрел вторую жизнь на Новой сцене Александринки. «Фонтанка» побывала на предпремьерной репетиции.

В основном здании Александринского театра спектакль «Ваш Гоголь» шел с 2011 года в удивительном пространстве, на так называемом «седьмом ярусе» – в чердачном помещении, расположенном прямо за знаменитой квадригой Аполлона, к которой артист Игорь Волков, играющий зрелого Гоголя, в конце концов, вырывался от врачей-монстров, распахивая двери-ставни и совершенно шокируя зрителя.

В новой редакции от этого эффекта естественно пришлось отказаться, зато все та же замечательная Мария Трегубова, неоднократный лауреат «Золотой маски» (в том числе, и за этот спектакль) придумала крошечный белый кафельный амфитеатрик, который представляет единую сферу с маленькой сценой. Прежде зрители оказывались в черной комнате и рассаживались по периметру прямоугольного стола с «покойником». Ныне пригашаются в некую тайную ложу для желающих быть посвященными в другую, непарадную жизнь всемирно известного писателя, и погружаются не только в текст Гоголя, но и в невероятной красоты иллюзии, которые открываются за занавесом. На репетиции публике в камерами предъявили только одну из них – уменьшенную в масштабе перспективу Петербурга с его архитектурными доминантами и участвующими в действии «маленькими людьми», рядом с которыми исполнитель роли молодого писателя Александр Поламишев выглядит свифтовским великаном в стране лилипутов. По ходу действия, по мере того, как реальные воспоминания писателя будут уступать место предсмертным видениям уходящего из этого мира Гоголя, картины, всё более яркие и красивые, начнут гипнотизировать, чаровать. И пока над телом несчастного земного человека Николая Васильевича будут производиться «спасительные» экзекуции, дух его будет все дальше и дальше устремляться никому не ведомым пределам, о которых всякий смертный может рассуждать лишь на уровне мистических фантазий, трактовать которые – дело неблагодарное.

- Это новая авторская редакция спектакля, который был поставлен пять лет назад, – говорит режиссер Валерий Фокин. – Но, естественно, пять лет – это срок, который корректирует смыслы любого спектакля. В связи со спектаклем «Ваш Гоголь» есть два новых обстоятельства. Во-первых, тот спектакль шел на чердаке – там было другое пространство и абсолютно другие возможности, здесь – новая сцена, принципиально иное пространство и от этого другая сценография. Но есть некоторое постоянство в смыслах, связанное с Гоголем. Однако за эти пять лет моменты, на которые мы не то чтобы не обращали внимания, обращали, но все-таки они не были главными, – в реальности, в нашей жизни вышли на первый план, и в спектакле мы их также выдвигаем и акцентируем. Я имею в виду всё, что связано с театром. Потому что мысли Гоголя, его слова о том, что театр может быть главным духовным инструментом для воспитания, для духовного развития человека, сегодня представляется мне крайне актуальной – пять лет назад проблема таким образом не стояла. Было понятно, что это так, но не более того. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда драматический театр с разных сторон подталкивают к тому, чтобы он изменил своей главной миссии – стал развлекательным театром, агитационным, еще каким-то другим, а главную миссию потерял. Слова Гоголя, которые звучат в нашем спектакле и звучат довольно внятно, потому что мы так перестроили композицию, чтобы это подчеркнуть, – та самая актуальность, которая сегодня меня удовлетворяет.

Впрочем, от идеи исследовать последние минуты жизни и сознательный отказ от нее не писателя, но человека, осмыслить феномен не Гоголя-сатирика, а Гоголя-мученика, определить «свойства гоголевских слёз» Фокин не отказался, и этот посыл чрезвычайно интересен – в том числе, и актеру Игорю Волкову, который только что и вполне заслуженно получил звание народного артиста России.

- Этот спектакль – он о последнем часе жизни Гоголя, – рассказал актер перед премьерой. – Мой монолог в нем основан не на художественных произведениях Гоголя, а на небольшом кусочке «Выбранных мест из переписки с друзьями». И самое главное слово в названии этого спектакля – «последний». Все мы что-то в этой жизни делаем в первый раз, а что-то – в последний. Обычно, называя имя Гоголя, мы сразу представляем себе образ писателя Гоголя, с этим его париком, усами, мы сразу думаем о бессмертии его произведений. Но мы редко задумываемся о человеке-Гоголе, о том, что как человек он умер. И вот мы – я как актер, Валерий Фокин как режиссер, решили поговорить о его последнем часе. Конечно, мы не демонстрируем «клинику», а осмысляем его жизнь и то, что он сделал. И он сам в нашем спектакле пытается понять, что было правильно, что не правильно. А самое главное – ответить на вопрос, который до сих пор мучает всех нас: зачем же он все-таки сжег второй том «Мертвых душ», не дав его нам прочитать. Даже если, по мнению Гоголя, это было плохо – это, наверняка, много лучше того, что пишется сейчас. Судя по тем отрывкам, которые сохранились, – осталось, как мы знаем, всего несколько глав, – это все равно очень интересно. Это все равно – Гоголь. И вот в нашем «Последнем монологе» он объясняет, почему он это сделал, почему этого нельзя было не сделать, по его мнению.

Ближайшие показы спектакля «Ваш Гоголь. Последний монолог» – 17 и 18 декабря, 4 и 5 января на Новой сцене Александринки.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>