Умер режиссер-нонконформист Евгений Юфит

В Петергофе 13 декабря умер режиссер Евгений Юфит. Отцу неореализма, автору «Убитых молнией», «Прямохождения» и других культовых лент было 55 лет.
Для нонконформизма Юфит — фигура исключительная. В Советском союзе была неофициальная живопись с бульдозерными выставками. Существовала неофициальная литература с самиздатом. Был, наконец, рок-клуб с неофициальными группами. Кино независимым быть не могло по определению. Монополией на него владело государство. Нельзя было просто так взять и снять фильм: сначала утверди в Госкино сценарий, потом протащи через цензуру съемочный процесс, докажи право на собственное монтажное решение. Юфит был единственным, кто эту монополию нарушил. Единственным советским независимым кинорежиссером.
Он жил в Ленинграде как в Балтиморе, Лондоне или Сан-Франциско. Не замечая никакой власти. Был важной фигурой в панк-тусовке, рисовал картины (последняя прижизненная выставка открылась в прошлом году в NameGalery). Просто брал в руки камеру и снимал смешные независимые короткометражки с мужиками, которые дерутся в лесу и на пустырях. Он единственный доказал, что снимать кино — такое же естественное и простое действие для художника, как марать бумагу, пачкать холсты или дубасить по гитаре.
В девяностые Юфит стал синонимом понятия «культовое кино». Перешел на Ленфильм, стажировался у Сокурова, снимал полный метр: «Папа, умер Дед Мороз», «Убитые молнией», «Деревянная комната». Его фильмы показывали на главных международных кинофестивалях — в Локарно и Роттердаме. Он оказался плоть от плоти своих зарубежных коллег. Русским Линчем, Уотерсом, Кассаветисом и всеми остальными в одном лице. Неофициальное искусство пожинало плоды своей славы.
Последний полнометражный фильм Юфита, «Прямохождение», был снят на студии СТВ в 2005 году. После него режиссер начал вести жизнь затворника. В полной мере реализовавшись в «большом кино», он не нашел своего места в «тучных нулевых». Писал картины, активно выставлялся. Постоянно говорилось о том, что он планирует вернуться к съемкам, что пишет сценарий, ищет натуру. Нового фильма он так и не снял.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Сокровища Габсбургов, магия вещей, загадка могилы Меншикова и дворы Васильевского. Эрмитажный лекторий открывает сезон
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 02 сентября 2025 - Поиски Трои, бессмертия и утешения: книжная премия «Ясная Поляна» огласила шорт-лист
- 02 сентября 2025 - Владикавказский музей нашел в запасниках раннюю работу самого дорогого российского художника
- 02 сентября 2025 - «Эксмо» показало обложку новой книги Виктора Пелевина и раскрыло аннотацию: нас ждет бой с венецианскими магами
- 01 сентября 2025 - Стало известно, когда откроют Центр современного искусства имени Сергея Курехина
- 30 августа 2025 - Почти 400 человек! Александринский театр вышел на площадь и впервые сфотографировался полным составом