Пять лучших книг о театре 2016 года написаны петербургскими авторами

09 декабря 2016, 23:09
Версия для печати Версия для печати

В Москве прошла церемония награждения лауреатов Премии «Театральный роман», конкурса книг о театре, который проводит Театральный музей им. А.А. Бахрушина

В конкурсе участвовали более 150 книг, представленных издательствами Москвы и Петербурга. Жюри премии под председательством народного артиста РФ Константина Райкина и экспертный совет под руководством Дмитрия Родионова выбрали семь лучших изданий этого года. Пять из них написаны петербургскими авторами. Специальная премия вручена Российскому государственному институту сценических искусств (РГИСИ, Санкт-Петербург) «за активный вклад в издательскую деятельность».

Среди книг-лауреатов - «Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей ХХ века» книга московского автора из разряда легендарных Инны Натановны Соловьевой, одного из самых уважаемых исследователей и критиков, доктора искусствоведения. Книга посвящена Первой студии Московского художественного академического театра, который, прежде всего, связан с именем гениального актера Михаила Чехова, создателя целой теории актерского мастерства, чьи идеи и тренинги получили широчайшее распространение в мире. Студия, подвергнувшаяся суровой идеологической критике, была ликвидирована по решению правительства страны в 1936 году.

Премию выдающемуся исследователю российского театра Инне Соловьевой вручил Константин Райкин
Премию выдающемуся исследователю российского театра Инне Соловьевой вручил Константин Райкин

Фото: Предоставлено Театральным музеем им. А.А.Бахрушина

«Книгу я читал не как профессионал, а как человек, – резюмировал свой выбор Константин Райкин. – Я восхищаюсь её героями и сочувствую им, потому что ни секунду не могу забыть, в каком контексте происходила их жизнь, скольких страданий им стоило преодолеть каток режима. В этой книге есть очень важный внутренний посыл, чтобы не было возврата к этим страшным временам и никогда больше не повторилось такое отношение государства к этим людям. Я читаю отрывки из книг Инны Натановны своим студентам и пользуюсь ее формулировками, потому что там есть вещи, которые мне важно им сказать».

Также награждены книги «Мастерство актёра. Станиславский – Болеславский – Страсберг. История. Теория. Практика» преподавателя петербургского РГИСИ Сергея Черкасского; книга Товстоногов Г.А., Кацман А.И. «Беседы о профессии: Стенограммы лекций на I-III курсе режиссёров драматического театра, 1982-1985 годы» (составитель – также, как и предыдущий автор, – режиссер и педагог РГИСИ из Петербурга Лариса Грачева). Третий представитель этого высшего учебного заведения, театральный критик и историй Ирина Цимбал издала книгу своего отца Сергея Цимбала «Острова в океане памяти» о жизни, профессии и этике театрального критика. Посмертно за книгу «Искусство сценографии мирового театра», т. 2-3 награжден московский автор Виктор Берёзкин, доктор искусствоведения, ведущий сотрудник Государственного института искусствознания. «У меня такое ощущение, что до Берёзкина театральные художники были чем-то вроде маленьких жучков в лесу. А он дал нам право на существование», – сказал театральный художник и педагог Дмитрий Крымов.

Две дополнительных премии «Театральный роман» получили также петербургские издания.

Первое – «Дневники Директора Императорских театров. 1909-1913. Санкт-Петербург» последнего в истории директора императорских театров Владимира Теляковского. «Можно очень долго говорить о научных свойствах этой книги, о том, как аккуратно подобран и отредактирован материал. Но я хочу сказать о ней как о детективе и об актуальном тексте, – сказал искусствовед, проректор РГИСИ Николай Песочинский. – Теляковский руководил императорскими театрами, или национальными театрами. В книге рассматривается вопрос, актуальный и сейчас: каким должен быть национальный театр? Теляковский считал, что традиция должна быть развивающейся. Совсем как сегодня, он получал письма со стенаниями от православных организаций по поводу того, чем занимается современный театр и почему не ставят Островского, Гоголя, Грибоедова, Шпажинского и Шекспира, на которых почему-то должна воспитываться молодежь».

Приз за книгу
Приз за книгу "Беседы о профессии" вышел получать ее редактор, ректор РГИСИ Александр Чепуров

Фото: Предоставлено Театральным музеем им. А.А.Бахрушина

Второе – «Беседы о национальном театре» художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина – человека, который сегодня пытается по словам историка театра Елены Дунаевой «привить на древо национального театра современный театр». Замечательно, что тексты в этой книге подкреплены значительным количеством фотографий спектаклей и театральных деятелей, и могут служить проводником в мир театрального искусства даже в том числе и новичкам.

Специальной премии удостоился Российский государственный институт сценических искусств «за активный вклад в издательскую деятельность». И это неслучайно: за последние годы значительная часть книг, номинированных на Премию «Театральный роман», издана именно РГИСИ.

Фонтанка.ру

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>