SKIF-20: франко-ливанский рок, «звезда инстаграма» и яйца вкрутую

27 ноября 2016, 12:43
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль Сергея Курехина SKIF впервые прошел на Новой сцене Александринского театра. Передислокация сказалась на обоих: программа SKIFа приросла полноценным интеллектуальным марафоном с именитыми спикерами, а Новая сцена Александринки вписала в свою историю пару драк, лужи разлитого алкоголя, спящих на полу посетителей и много новой для Петербурга интересной музыки.

Зачастую направления искусства, ранее воспринимавшиеся как бунтарские, через какое-то время становятся классикой, творцы повязывают галстуки и отправляются на академическую сцену под лучи софитов. Нечто похожее произошло и с фестивалем Сергея Курёхина SKIF – ровно в той степени, в которой площадку Новой сцены Александринского театра можно назвать академической.

Фестиваль уместился в одну ночь: выступления начались в восемь вечера и были рассчитаны до самого утра. Программа была традиционно поделена между несколькими сценами – большой и малой, фойе для модных показов и перформансов, а также медиазалом, из которого шла прямая трансляция круглых столов на один из ведущих городских телеканалов. 40-минутные дискуссии о состоянии современного искусства, театра, музыки, клубной жизни и моды сменяли одна другую, и во время обсуждения вход и выход посетителей из зала был закрыт – неслыханное для СКИФа ограничение свободы! Но некоторые все равно прорывались, стуча тяжелыми дверьми и игнорируя гневные взгляды организаторов. Нежелание публики сидеть подолгу на месте понятно: СКИФ в этом году проводится уже в 20-й раз, и за это время он сформировал свою, весьма свободолюбивую во всех смыслах публику, которая привыкла вести себя на фестивале совсем не академично.

Руководитель проекта Анастасия Курёхина начала программу с возвращения к истокам: перед первым круглым столом, в котором участвовали музыканты «Поп-механики», показали кадры знаменитой в советские годы телепередачи «Музыкальный ринг» 1987 года.

Реплики окружавшей Сергея Курехина возмущенной публики в нынешнем контексте звучали неожиданно современно. «Вы не задумывались над тем, что существует элементарная этика поведения на эстраде?» – возмущался усатый мужчина в пиджаке. «А что такое «этика»? Мы делаем что-то неэтичное?» – парировал Курёхин. «Музыка, которую вы играете, располагает к нездоровым ассоциациям», – настаивал он. «Какого рода нездоровые ассоциации у вас возникают?» – улыбался Сергей, и зал начинал хихикать.

Несколько лет назад все бы просто посмеялись над этим диалогом, носившим окраску «ретро» (зрителя из «Музыкального ринга» на самом деле возмутил внешний вид Сергея Летова, одетого в белый балахон, стоявшего на сцене босиком и с хвостиком пушистых волос на голове). Но сегодня он уже не кажется таким забавным: история показывает, что всё возвращается, и быстрее, чем можно было предположить.

В ходе круглого стола обозреватель Би-би-си и автор книги о Сергее Курёхине Александр Кан, музыканты «Поп-механики» Сергей Летов, Владимир Волков, дизайнер Сергей Чернов и кинорежиссер Владимир Непевный вспоминали и другие случаи, когда «Поп-механике» приходилось отстаивать себя. Например, когда бдительные спецслужбы углядели в демонстративном «лопании» на сцене красного продолговатого воздушного шарика аллюзию на советскую космическую ракету (дело было в день космонавтики).

Музыканты «Поп-механики – 2016» не только говорили, но и играли на большой сцене, и частью их выступления стал перформанс участников театра АХЕ. Павел Семченко манипулировал стопками прозрачной жидкости, закрепленными на микрофонных стойках, и чистил от скорлупы куриные яйца (это была вольная трактовка повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского), а Наталья Шамина зачитывала текст, утопавший в звуках музыки.

Тем временем в фойе проходили показы мод. Придуманные студентами петербургских вузов наряды, выполненные ч/б, контрастировали с яркими костюмами клуба «Параскева», созданными в народном стиле.

Но всем рафинированным моделям было далеко до того, что после учудили на большой сцене Андрей Бартенев и группа «Месячные», повергнув публику в состояние легкого шока, сопровождаемого истерическим смехом. Именно так зрители отреагировали на выступление поэта в красном меховом лифчике на волосатой груди в дополнение к трусам, небрежно спрятанным под мешком с гигантским изображением женского полового органа. Глаза публики куплет за куплетом округлялись все больше по мере того, как поэт читал матерный рэп о «звезде инстаграма», которой «завтрак на работу собирает мама», и пел оду «чужому аналу», явно высмеивая российскую поп-сцену и интересы молодежи. Одному «солисту» пришел на смену другой, но направление осталось тем же. «Закуси губу!» – настойчиво кричал в микрофон мужчина в аляповатом разноцветном костюме и ушанке. Вакханалию довершила массовка в костюмах гигантских рыжих котов и инопланетян, а также активное разбрасывание в зал фрагментов костюмов, капусты и свежих огурцов. Публика, отправив часть овощей обратно в сторону артистов, признала: действо уникально в своей омерзительности, несет в себе идею – сатиру на современную эстраду, живую страсть исполнителей и чувство юмора, что и делает происходящее искусством.

«Пройдет лет пять, и ты эту картонку толкнешь», – советовал один из зрителей своей знакомой, уносившей фрагмент костюма со спектакля Бартенева. «Кому?» – удивилась та. «Боровскому», – нашелся молодой человек, явно имея в виду заведующего отделом новейшего искусства Русского музея.

Казалось, после такого мало что может поразить воображение. Но главная сенсация СКИФа была еще впереди. Франко-ливанский исполнитель Башар Мар-Халифе – певец, композитор и мультиинструменталист, выпускник и лауреат премии Парижской консерватории, впервые приехавший в Россию со своим ансамблем, подарил Петербургу невероятное по эмоциональной силе и виртуозности выступление. Вальс в стиле Шопена, витиеватая арабская мелодия или легкая песенка, – одна из тех, что звучат в восточных кафе, – постепенно вырастали у него в драму в стиле «тяжелый рок» с мощным вокалом. Деструкция восточных мелодий на отдельные многократно повторяемые мотивы в соответствующей аранжировке (бас, ударные, синтезатор и исполнявший функцию электрогитары восточный музыкальный инструмент) вводила слушателей в состояние, близкое к трансу, итоговое возвращение к исходному материалу вызывало восторг. Редкий для подобных музыкальных марафонов случай: вслед за поклонами, публика уговорила музыкантов, первоначально не собиравшихся более играть, выйти на бис.

Вслед за культурой ислама, СКИФ представил и буддизм – дуэт PHURPA на малой сцене провел для слушателей настоящую медитацию с горловым пением, игрой на дунченах (длинные медные трубы) и других инструментах, дополненную ароматным священным дымом. Этот российский коллектив, добившийся признания на Западе, исполняет музыкально-перформативные ритуалы, практикуемые в Тибете. Уникальные люди! Однако, воспринимать их выступление в четвертом часу утра, спустя семь часов после начала фестиваля, смогли только самые стойкие – и то, уже сидя или лежа на полу.

Сидели и лежали на полу слушатели и на главной площадке, где в это время хрустальные камешки звука навешивали в воздухе норвежцы из ансамбля SplashGirl (бас, фортепиано, перкуссия).

Иными словами, материала этого фестиваля – наверное, самого качественного за последние годы (особенно, с учетом глубоких дискуссий, в которых выступали известные режиссеры, композиторы, артисты, кураторы, галеристы…), – хватило бы, как минимум, на неделю работы будущей площадки Центра современного искусства. Будем считать подготовкой к его открытию, которое, напомним, должно состояться до конца 2017 года.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>